НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА (англоязычный
эквивалент - science-fiction), особый вид художественной фантастики,
возникающий
в эпоху становления совр. науки (17-18 вв.) и окончательно формирующийся
в 20 в. Основан, подобно др. её видам, на "реализации несуществующего"
в фантастич. образах; но, в отличие от них, его предметом являются пси-хологич.
и социально-духовные последствия (социально-филос., культурные, нравств.)
реализации типичных возможностей природы и общества, в силу их специфики
(глобальность и многозначность тенденций, абстрактность науч. представлений)
не улавливаемых традиционными формами иск-ва. Применяемые в H. ф. (в соответствии
с законами науки) приёмы экстраполяции, моделирования и т. п. позволяют
мысленно проследить научно достоверные и типич. последствия такой реализации
в их взаимосвязи, а использование пластичных фантастич. образов, допускающих
любую трансформацию реальности, позволяет воплотить полученную "модель
возможной действительности" в облике целостного мира, фантастического в
отношении к реальности и реалистически-типического в своей фантастич. предметности.
T. о., своеобразие H. ф. состоит в подчинении художеств, воображения логике
научно-прогностич. приёмов, материалом к-рых является, однако, не понятие,
а художеств, образ; поэтому H. ф. может быть определена как научно организованная
форма художеств, воображения. Художеств, модели H. ф. (в отличие от т.
н. фэнтэзи - англ, fantasy) сохраняют науч. достоверность структуры, давая
одновременно недоступное науке чувственно-наглядное воплощение возможных
типов конфликта человека с изменившейся природно-социальной средой обитания.
Особенности фантастич. поэтики (отражение реальности в резко-непривычной,
"остранённой" форме) помогают обнажить смысл этих изменений и, следовательно,
глубинный механизм действительности, недоступный обыденному, эмпирич. восприятию;
познание фантастич. мира является поэтому средством художеств, познания
современности. Т.о., H. ф. как явление совр. культуры удовлетворяет насущную
потребность общества в художественно-наглядном освоении внеэмпирич. реальности
совр. мира, противопоставляя научно-рационалистич. миропонимание "мифам"
массового сознания (см. "Массовая культура").


С. Л е м. "Кибериада" Илл Д Мроза.



Особенности H. ф. определяют её сложность
как явления иск-ва. Специфика H. ф. остаётся предметом дискуссии. Противоречивые
определения её - как жанра, приема, лит-ры мечты, научно-технич. предвидения
- видимо, не охватывают всех сторон предмета. Более адэкватной представляется
трактовка H. ф. как нового художеств, метода, органически сочетающего принципы
науч.


А. и Б. Стругацкие. "Малыш". Илл. И Тюльпанова


и художеств, мышления. Его элементы возникают
со становлением совр. науки (произв. T. Мора, И. Кеплера, Дж. Свифта и
др.), а формирование происходит в творчестве Г. Уэллса, соединившего
традиции научно-технич. и социальной утопии (Ж. Берн, У. Моррис и др.)
с приёмами реалистич. романа и науч. "мысленного эксперимента". Дальнейшее
развитие H. ф. получает у К. Чапека, A. H. Толстого, О. Стейплдона и др.
фантастов 20-30-х гг. 20 в. В эпоху научно-технич. революции H. ф. становится
массовым явлением иск-ва, наиболее широко представленным в прозе; однако
развитие мировой H. ф. происходит неравномерно и сосредоточено лишь в ряде
стран.


В США H. ф. в 20-е гг. развивалась по линии
научно-технич. предвидения (X. Гернсбек) и космич. приключений (Э. Смит,
Э. Гамильтон, Э. Берроуз). Лучшие произв. послевоен. H. ф. (предваряемые
в 30-е гг. творчеством Д. Кэмп-белла) поднялись до серьезного социального
критицизма и фил ос. обобщений (P. Брэдбери, У. Тэнн, Ф. Пол и С. Корн-блат,
P. Хайнлайн, P. Шекли, К. Воннегут и др.), составляя как бы параллель лит-ре
критич. реализма и т. н. политич. роману-предупреждению. Однако в кон.
60- нач. 70-х гг. это направление вытесняется "новой волной" (С. Дилэни,
P. Же-лязны), тяготеющей к модернистскому формотворчеству и фантастич.
овеществлению "внутреннего пространства" чело-веч, психики.


В англ. H. ф. до 2-й мировой войны 1939-45
наиболее значительно творчество Г. Уэллса, А. Конан Доила, Стейплдона ("Последние
и первые люди", "Создатель звёзд"), а также О. Хаксли, мрачные произв.
к-рого ("Дерзкий новый мир" и др.) оказали заметное воздействие на зап.
антиутопию. Послевоен. H. ф. пережила подъём 40-50-х гг. (масштабные социальные
произв. Д. Уиндема, научно-технич. утопии А. Кларка и др.) и наступление
"новой волны" (Д. Боллард, Б. Олдисс).


Развитие самобытной послевоен. H. ф. в
Японии (С. Комацу, P. Мицусэ, С. Xoси) происходит в борьбе с влиянием амер.
H. ф. Крупнейшим представителем оригинальной япон. H. ф. является писатель-реалист
Кобо Абэ ("Четвёртый ледниковый период" и др.). Довоен. H. ф. во Франции
(Ж. Тудуз, В. Рони-старший ) продолжала традиции Ж. Верна; в послевоен.
годы возрос интерес к социальнофилос. тематике (А. Веркор, P. Мерль) и
"новой волне" (H. Эннебер и др.).


В совр. массовой продукции на Западе преобладает
развлекат. лит-pa ("космическая опера", комиксы и т. п.), зачастую
отождествляемая с H. ф. по сходству внешних атрибутов. Эта псевдонаучная
фантастика обычно выражает обывательские представления и объективно служит
пропаганде бурж. идеологии.


В СССР H. ф. восходит к рус. произв. 19
в.- романам В. Ф. Одоевского ("4338 год") и H. Г. Чернышевского ("Что делать?"),
а также к дореволюц. произв. К. Э. Циолковского, А. А. Богданова, А. И.
Куприна, В. А. Обручева; важным шагом в становлении остросоциальной H.
ф. явились романы A. H. Толстого ("Аэлита", "Гиперболоид инженера Гарина"),
А. Орловского ("Машина ужасов"), И. Винниченко ("Солнечная машина"). В
кон. 20-х гг. значит, роль в сов. H. ф. сыграл А. Беляев, в лучших романах
к-рого ("Человек-амфибия", "Голова профессора Доуэля" и др.) реализация
смелой биологич. гипотезы перерастает в социальный конфликт. В 30 - нач.
50-х гг. H. ф. ограничивается популяризацией ближайших технич. новшеств
в форме приключенч. и "шпионского" романов (А. Казанцев, В. Немцов, Г.
Адамов и др.).


Новые перспективы открыл масштабный социально-космич.
роман И. А. Ефремова - коммунистич. утопия "Туманность Андромеды" (1957).
Остро ставятся зреющие в современности социальные и этич. конфликты в творчестве
бр. А. и Б. Стругацких ("Трудно быть богом", "Хищные вещи века" и др.).


В 50-60-е гг. развиваются жанры научно-технической
и социальной утопии (Г. Альтов, M. Емцев и E. Парков, Г. Гуревич), лирико-филос.
(Г. Гор, В. Шефнер) и социально-психологич. повести (А. Громова), сатирич.
(И. Варшавский), детской (Г. Мартынов, А. Ми-рер, А. Полищук), приключенческой
(А. и С. Абрамовы) H. ф.


Заметного развития достигла послевоен.
H. ф. в Чехословакии (Я. Вейс, И. Несвадба), Польше (К. Фиалковский, К.
Борунь), Венгрии и др. социалистич. странах. Особое место в мировой H.
ф. занимает многогранное творчество польск. писателя С. Лема (филос. романы
"Со-ларис", "Эдем", "Возвращение со звёзд", гротескные "Звёздные дневники",
"Кибериада" и др.).


Кадр из фильма "2001 Космическая Одиссея".
Сценарий А. Кларка и С. Кубрика, реж. С Кубрик. США - Великобритания. 1969.


H. ф. в СССР и др. странах социализма противопоставляет
мрачным зап. антиутопиям пафос социального оптимизма.


H. ф. представлена также в драматургии
20 в.- пьесами ("R.U.R.", "Белая болезнь" К. Чапека, "Новое оружие" В.
Савченко), радио- и телепьесами ("Борьба миров" О. Уэллеса по Г. Уэллсу,
"Операция „Вега"" Ф. Дюрренматта, "Черная комната" и др. С. Лема), киносценариями
("Бегство мистера Мак-Кинли" Л. Леонова, "Облик грядущего" Г. Уэллса).


Проникновение H. ф. в кино начинается вместе
с развитием киноискусства, но особенно-в 20-30-е гг.; вначале преобладают
экранизации ("Аэлита", реж. Я. А. Протазанов, СССР, 1924; "Остров доктора
Моро", реж. Э. Кентон, США, 1932), социальные утопии ("Метрополис", реж.
Ф. Ланг, Германия, 1926; "Облик грядущего", реж. У. К. Мензис, Великобритания,
1936), научно-технич. предвидения ("Космический рейс", реж. В. H. Журавлев,
СССР, 1936). В послевоен. годы наряду с научно-технич. утопиями ("2001
Космическая Одиссея", реж С Кубрик, США - Великобритания, 1969) и социально-филос
построениями ("Альфавиль", реж Ж Л Годар, Франция, 1965) развивается жанр
"фильм-антиутопия" ("На последнем берегу", реж С Креймер, США, 1959, "Фаренгейт
451", франц реж Ф Трюффо, 1966) и фантастич сатиры


Лит Замятин E, Герберт Уэллс, П
, 1922, Кагарлицкий Ю, Герберт Уэллс, M , 1963, его же, Реализм и фантастика,
"Вопросы литературы", 1971, № 1, его же, Что такое фантастика, M 1974 Емцев
M, Парное E , Наука и фантастика, "Коммунист", 1965, № 15, Г у р ев и ч
Г , Карта страны фантазий, M , 1967, Чернышева T, Человек и среда в современной
научно-фантастической литературе альманах "Фантастика -68", M 1969 Бритиков
А, Русский советский научно фантастический роман Л , 1970 Тамарченко E,
Мир без дистанций, "Во просы литературы", 1968, № Ц, н у дельман P, Фантастика,
в KH Краткая литературная энциклопедия, т 7, M , 1972, Никольский С, Карел
Чапек - фантает и сатирик, M , 1973, Смелков Ю, Гуманизм технической эры"Вопросы литературы", 1973, 11, The science fiction novel, Chi
, 1959, EbhbachL A [ed ], Of wolds beyond, L , 1964, Amis K , New maps
of hell, N Y , 1966, A t h e 1 lin g W (Blish J ), More issues at hand,
Chi , 1970, L e m S , Fantastyka 1 futurologia, t 1 - 2, Krakow, 1970,
Todorov T, Introduction a - Ia!literature fantastique, P , 1970, S u
D , The poetics of the s f genre an approach, McGlIl U , Montreal, 1972
P
И Нуделъман





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я