НАУКОВЕДЕНИЕ

НАУКОВЕДЕНИЕ отрасль исследований,
изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и
динамику науч. деятельности, взаимодействие науки с др. социальными институтами
и сферами материальной и духовной жизни общества. Отд. аспекты развития
науки издавна изучались философией и частными науками, особенно с сер.
19 в. (Г. Гельмгольц, К. Бернар, T. Гексли, К. А.
Тимирязев,
В.
И. Вернадский и др.). Одну из первых попыток раскрыть социальные,
психологич. и др. факторы, влияющие на развитие науки, предпринял швейц.
ботаник А. Декан-доль ("История науки и ученых за два века", 1873).
Проблемы формирования учёного изучал В. Оствальд
("Великие люди",
1909). Потребность в комплексном изучении науки стала особенно ощутимой
в 1-й пол. 20 в. в связи с громадным возрастанием её роли и развитием научно-технич.
революции. Непосредств. зарождение науковедческой ориентации исследований
MH. сов. и зарубежные исследователи связывают с дискуссией по общим проблемам
развития науки, возникшей в связи с докладами Б. M. Гес-сена и др. сов.
учёных на 2-м Междунар. конгрессе по истории науки в Лондоне (1931). Эта
дискуссия вызвала усиление интереса к марксистской концепции развития науки,
основывающейся на методологии диалектич. и историч. материализма, к сов.
опыту создания гос. системы организации и планирования науч. деятельности.


В 30-е гг. формируется проблематика H.
[попытка польских учёных M. и С. Оссовских создать программу H.; социологич.
интерпретация историко-науч. материала P. Мертоном (США) в кн. "Наука,
техника и общество в Англии XVII в." (1938)]. Наибольшее влияние на становление
H. оказал Дж. Д. Бернал (кн. "Социальная функция науки", 1939- своеобразное
обобщение работы созданного им Кембриджского семинара "Наука и общество").


С сер. 40-х гг. во MH. развитых странах
развёртываются эмпирич. исследования науч. деятельности (схем орг-ции науч.
подразделений, проблем объединения учёных и инженеров в пром. лабораториях
и научно-технич. проектах, распределения научных усилий и финансирования
науки).


Оформление H. в самостоят, отрасль относится
к 60-м гг., когда в СССР, а также в др. странах возникают совр. представления
о предмете и задачах H. и науч. коллективы, разрабатывающие проблемы H.
Складываются аналитич. и нормативное направления исследования. Целью аналитич.
изучения является раскрытие закономерностей функционирования и развития
науки как сложной системы (внутр. закономерности развития науки, социально-историч.
детерминанты её развития, их взаимодействие; типология связей науки с др.
социальными институтами; генезис и структура систем науч. знания; эволюция
организац. форм науки в процессе изменения её объёма и социальной функции
и т. п.). Для ключевых науковедческих понятий ("научная деятельность",
"научное знание", "научное творчество", "институт науки" и др.) разрабатывается
система косвенных показателей (переменных) с использованием методов различных
наук.


Так, при изучении места науки в обществе,
взаимосвязей науки с др. социальными институтами применяются понятия и
методы истории, социологии, политич. экономии и др. При этом исследуется
структура научно-технич. деятельности во всей сфере "исследования - разработки
- внедрение", функции науч. знания в обществе, выясняются особенности науч.
потенциала и его связь с экономич. потенциалом гос-ва в условиях научно-технич.
революции и т. п. Проблемы науч. творчества изучаются с помощью психологич.
и социально-психологич. методов (мотивационная структура личности учёного,
возрастная динамика индивидуального и коллективного науч. творчества, распределение
ролей и лидерство в науч. коллективах, система межличностных отношений
в процессе науч. деятельности, психологич. механизм науч. открытия и его
оценка науч. средой и т. д.). Исследование содержания и результатов науч.
деятельности - системы науч. знания - объединяет усилия специалистов в
области логики развития науки, логики науч. исследования, истории науки
и истории философии. При этом изучается логич. строение и содержательное
обоснование науч. теорий, условия и способы перехода от одних теоретич.
представлений к другим в процессе историч. развития науки. Оформилась область
статистич. исследования структуры и динамики ин-формац. массивов науки
и потоков науч. информации (наукометрия). Организац. формы науч. деятельности
сочетают 2 типа организации: проф. самоорганизация науки (дисциплина, научная
школа, "невидимый коллектив" и др.) и институциональное оформление науки
(университет, академия, научно-исследоват. ин-т и др.). Изучение этих проблем
объединяет специалистов по теории организации, психологов, социологов,
математиков и др.


В русле MH. дисциплин сложились специальные
отрасли (социология науки, экономика науки, психология науки и др.), к-рые
входят в систему H. В H. используются идеи и методы кибернетики, теории
информации, теории систем и т. п. Однако H. не комплекс отд. дисциплин
и даже не синтез знаний о логико-познават., социальных, экономич., психологич.,
структурно-организац. аспектах развития науки, а наука, изучающая взаимодействие
различных элементов, определяющих развитие науки, как исторически изменяющейся
целостности, или системы.


На результатах аналитич. изучения науки
базируются нормативные науко-ведч. исследования. В самом общем виде их
цели можно сформулировать как разработку теоретич. основ науч. политики
и гос. регулирования науки (выработка рекомендаций по повышению эффективности
науч. деятельности, объективных критериев её оценки, определение наиболее
перспективных науч. направлений как основы долговременного планирования
науки). В этих исследованиях широко применяются методы научного прогнозирования
и системного анализа. Всё большую важность приобретает поиск наиболее рациональных
форм организации, в к-рых дисциплинарный принцип - основа науч. преемственности
- сочетался бы с проблемной и матричной организацией исследований (изучение
различных организац. структур, вопросы оптимальной численности и состава
науч. ин-тов, бюджета времени персонала, разделения труда и т. п.). В изучении
этих проблем применяются методы теории организации, целевое программирование,
исследование операций и сетевое планирование.


Выделяется группа исследований, посвящённая
проблемам создания, материального, информационного, кадрового обеспечения
деятельности крупных ис-следоват. объединений, научных центров и гигантских
научно-технич. проектов (освоение Космоса, Мирового океана и т. п.). Осн.
внимание уделяется изучению их функций в структуре научно-технич. прогресса,
проблемам объединения различных форм научно-технич. деятельности. Исследуются
информац. потоки и способы коммуникации участников, применяются методы
функцио-нально-иерархич. моделирования, проводятся комплексные социологич.
и со-циально-психологич. исследования.


Важную роль играет специфичная проблематика,
связанная с подготовкой и использованием науч. кадров (системы отбора,
спец. подготовки, сохранения и повышения квалификации).


В СССР вопросами H. занимаются в Ин-те
истории естествознания и техники АН СССР, Ин-те кибернетики АН УССР, Ин-тах
экономики АН СССР (Москва и Новосибирск), Центр, экономико-мате-матич.
ин-те АН СССР, Ин-те философии АН СССР, Ин-те проблем управления АН СССР,
а также в Ин-те горного дела Сибирского отделения АН СССР. Проблемы наукометрии
разрабатываются в лаборатории математич. статистики МГУ и Всесоюзном ин-те
научно-технич. информации. Общетеоретич. и филос. вопросы исследования
науки изучаются в вузах Ростова-на-Дону, Томска, Донецка и др.


В Польше координацию деятельности в области
H. осуществляет Комитет по науковедению Польской АН, в Болгарии создан
Центр по H. при Президиуме Болг. АН, в ГДР - Ин-т теории и организации
науки АН ГДР. Проблемы H. изучаются в Ин-те философии и социологии Чехосл.
АН и в Ин-те социологии Венг. АН.


Интенсивно развёртывается междунар. сотрудничество
исследователей-на уковедов социалистич стран в рамках СЭВ. С 1970 в Варшаве
издаётся междунар. ежегодник СЭВ "Проблемы науковедения".


Теоретич. и эмпирич. исследования в области
H. проводятся в США (T. Кун, Д. Прайс, Ю. Гарфилд, P. Мертон, Б. Барбер,
Д. Пельц), Швеции (X. Тор-небом, Г. Радницкий), Великобритании. Проблемы
развития науки в развивающихся странах, создания единой системы сравнения
показателей науч. деятельности и др. изучаются исследовательскими группами
под эгидой ЮНЕСКО и др. междунар. орг-ций.


Лит. :Микулинский С. Р., P о д-н
ы и H. И., Наука как предмет специального исследования, "Вопросы философии",
1966, Jvfe 5; и х же, Место науковедения в системе наук, там же, 1968,
№ 6; Наука о науке. Сб. ст., пер. с англ., M., 1966; Д об ров Г. M., Наука
о науке. К., 1966; Социология науки, Ростов-н/Д., 1968; Л а х т и н Г.
А., Тактика науки, Новосиб., 1969; Налимов В- В., МульченкоЗ. M., Наукометрия,
M., 1969; Управление, планирование и организация научных и технических
исследований. Труды Международного симпозиума стран членов СЭВ и СФРЮ,
т. 1 - 5, M., 1970-71; О s s о w s k i S., О s s о w-sk i M., The science
of science, "Organon", 1936, v. 1; B e r n a 1 J. D., Social function of
science, L., 1939; Sociology of science, N. Y., 1962; S о 1 1 a Price D.
J. d e, Science since Babylon, Nav Haven, 1961; H a g s t-r о m W. O.,
The scientific community, N. Y., 1965; S t о r e r N. W., The social system
of science, N. Y., 1966; Radnitzky G., Contemporary schools of metascience,
Goteborg, 1968; Sociology of science, Harmondsworth, 1972.


Продолжающиеся и периодические издания:
"Науковедение. Проблемы и исследования" (Ин-т истории естествознания и
техники АН СССР): Организация научной деятельности, M., 1968; Очерки истории
и теории развития науки, M., 1969; Научное творчество, M., 1969; Научное
открытие и его восприятие, M., 1971; Эволюция форм организации науки в
развитых капиталистических странах, M., 1972; Научно-техническая революция
и изменение структуры научных кадров СССР, M., 1973; "Науковедение и информатика"
(К., с ("Science policy studies and documents") (P., с 1965); "Problems of the
science of science" (Warsz., с 1970); "Zagad-nienia naukoznawstwa" (Warsz.,
с 1965); "Zeitschrift fur allgemeine Wissenschaftstheo-rie" (Wiesbaden,
с 1969), "Science studies" (L., с 1971); "Research management" (Wash.,
с 1958), "R&D management" (Oxf., с 1970). С. Р. Микулинский, Э.
M. Мирский.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я