НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА

НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА условное название
начачьного этапа развития критич реализма в рус лит ре 40 х гг 19 в Термин
"Н ш ", впервые употребленный Ф В Булгариным в пренебрежит характеристике
творчества молодых последователей H В Гоголя (см газ "Северная пчела" от
26 янв 1846), был утвержден в лит -критич обиходе В Г Белинским, к-рый
полемически переосмыслил его значение "натуральное", т е безыскусственное,
строго правдивое изображение действительности Мысль о существовании лит
"школы" Гоголя, выражавшей движение рус лит ры к реализму, Белинский развил
раньше (CT "О русской повести и повестях г Гоголя", 1835, и др ), развернутая
характеристика H ш. и ее важнейших произв содержится в его статьях "Взгляд
на русскую литературу 1846 года", "Взгляд на русскую литературу 1847 года",
"Ответ „Москвитянину"" (1847) Выдающуюся роль собирателя лит сил H ш сыграл
H А Некрасов составивший и выпустивший в свет ее гл издания - альманах
"Физио логия Петербурга" (ч 1-2, 1845) и "Петербургский сборник" (1846)
Печатными органами H ш стали журн Отечественные записки" и "Современник"
Для H ш характерно преим внимание к жанрам художеств прозы ("физиологический
очерк", повесть, роман) Вслед за Гоголем писатели H ш подвергали сатирич
осмеянию чиновничество (напр , в стихах Некрасова), изображали быт и нравы
дворянства ("Записки одного молодого человека" А И Герцена, "Обыкновенная
история" И А Гончарова и др ), критиковали темные стороны городской цивилизации
("Двойник" Ф М Достоевского, очерки Некрасова, В И Даля, Я П Буткова и
др ), с глубоким сочувствием изображали "маленького человека" ("Бедные
люди" Достоевского "Запутанное дело" M E Салтыкова Щедрина и др ) От А
С Пушкина и M Ю Лермонтова H ш восприняла темы "героя времени" ("Кто виноват?"
Герцена, "Дневник лишнего человека" И С Тургенева и др ), эмансипации женщины
("Сорока воровка" Герцена, "Полинька Сакс" А В Дружинина и др ) H ш новаторски
решала традиционные для рус лит ры темы (так, "героем времени" становился
разночинец "Андрей Колосов" Тургенева, "Доктор Крупов" Герцена, "Жизнь
и похождения Тихона Тросникова" Некрасова) и выдвигала новые (правдивое
изображение жизни крепостной деревни "Записки охотника " Тургенева, "Деревня
" и " Антон-Горемыка" Д В Григоровича и др ) В стремлении писателей H ш
быть верными "натуре" таились различные тенденции творческого развития
- к реализму (Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский,
Салтыков Щедрин) и к натурализму (Даль, И И Панаев, Бутков и др ) В 40
е гг эти тенденции не обнаружили четкого разграничения, порой сосуществуя
в творчестве даже одного писателя (напр , Григоровича) Объединение в H
ш MH талантливых писателей, ставшее возможным на почве широкого антикрепостнич
фронта, позволило школе сыграть важную роль в становлении и расцвете рус
лит ры критич реализма Влияние H ш сказалось также в рус изобразит (П А
Федотов и др ), музыкальном (А С Даргомыжский, M П Мусоргский) иск-вах


Лит Цейтлин А Г, Становление реализма
в русской литературе, M , 1965; Кулешов В И, Натуральная школа в русской
литературе XIX в , M , 1965; Манн Ю В , Философия и поэтика "натуральной
школы", в KH Проблемы типологии русского реализма, M , 1969 В И Кулешов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я