НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ (франц. naturalisme,
от лат. naturalis - природный, естественный, natura - природа), 1) направление
в лит-ре и иск-ве, сложившееся в последней трети 19 в. в Европе и США;
стремилось к объективному, точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой
реальности. Объектом H. был человеческий характер в его обусловленности
прежде всего физиологич. природой и средой, понимаемой преим. как непосредственное
бытовое и материальное окружение, но не исключающей также и общезначимые
социально-историч. факторы (характерные для реализма О. Бальзака и Стендаля).
H. возник под влиянием значит, успехов естеств. наук, методология к-рых
была с очевидностью противопоставлена ненаучным методам познания. Вся эстетика
H. ориентирована на естеств. науки и прежде всего на физиологию. Задача
H. заключалась в "экспериментальном" (научном) изучении человеческого характера,
предполагающем введение в художеств, творчество науч. методов познания.
Художеств, произв. рассматривалось как "человеческий документ", а осн.
эстетич. критерием считалась полнота осуществлённого в нём познават. акта.


H. сформировался во Франции. Его филос.
основой явились позитивизм О. Конта и эстетич. теории И. Тэна.
Лит.
предшественниками H. были Ж. Шанфлёри, Л. Э. Дюранти, Г. Флобер, творчество
к-рого воспринималось как пример объективного и "научного" иск-ва, а также
бр. Э. и Ж. Гонкур. Однако окончательно H. оформился с приходом в лит-ру
Э. Золя, к-рый разработал теорию направления (сб. "Экспериментальный
роман", 1880, "Романисты-натуралисты", 1881, "Натурализм в театре", 1881)
и попытался осуществить её в своём художеств, творчестве. В сер. 70-х гг.
вокруг Золя сложилась натуралистическая школа (Г. Мопассан, Ж. К. Гюисманс,
А. Сеар, Л. Энник, П. Алексис, Э.Гонкур, А. Доде и др.), полная внутренних
противоречий и лит. борьбы. К H. тяготели также О. Мирбо, бр. Рони, бр.
В. и П. Маргерит, Л. Де-кав, из драматургов - А. Бек и др. Однако в кон.
80-х гг. школа распалась. H. утрачивает чёткость теоретич. принципов и
сохраняется как общее название различных, но связанных происхождением лит.
явлений. У ряда натуралистов усиливаются черты импрессионизма; у
других как своеобразная реакция на H. рождается тяга к символизму. Творчество
MH. натуралистов проникается мотивами декадентства.


Изучение общества с позиций естествоиспытателя,
уподобление художеств, познания научному, преим. интерес к физиологич.
основам психики и недоверие ко всякого рода идеологии (как "романтическим
заблуждениям") в целом вели к ограничению художеств, правды в произв. натуралистов.
Однако вторжение жизненной правды, так настойчиво искомой натуралистами,
опрокидывало искусств, теоретич. построения и обусловило глубокое художеств,
воздействие MH. произведений H. Так, Золя, декларируя своё намерение дать
в 20-томной серии "Ругон-Маккары" "естественную и социальную историю одной
семьи", подчинял характеры и судьбы своих героев скорее общественным, чем
"естественным" факторам. Мотив наследственности отступал перед конкретным
исследованием социальных отношений. Изучение материального быта, в к-ром
H. видел ключ к пониманию человеческой психики, зачастую позволяло выявить
классовую природу сознания. Описав быт и условия труда семьи Маэ ("Жерминаль"),
Золя вскрыл истоки противоречий, вызывающих классовую борьбу, а в романе
"Земля" обнажил социальные корни психологии крестьянина-собственника .


Свойственный H. детерминизм зачастую
приводил к фатализму. Убеждение в фатальной обусловленности судьбы человека
его физиологической природой и материально-бытовой средой, в заранее данной
несвободе его воли преодолевалось лишь нек-рыми писателями. Если Золя,
веря в науку и знание, в социальный прогресс, стремился открыть, исследуя
механизм взаимодействия среды и человека, способы активного воздействия
на среду в целях более разумной организации общества, то у др. писателей
(напр., у позднего Мопассана и особенно у Гюисманса) преобладало пессимистич.
убеждение в неизменности человеческой природы и тщетности усилий, направленных
на улучшение общества.


Уподобляя лит-ру науке, натуралисты отказывались
от всякой тенденциозности, понимая её как морализирование. Они полагали,
что действительность, к-рую они изображают с научным беспристрастием, сама
по себе достаточно выразительна. Однако у нек-рых натуралистов "бесстрастность"
стала оправданием обществ, индифферентизма, ухода от идеологич. борьбы
в мир позитивных фактов и нейтральных истин. Натуралисты считали, что лит-pa,
как и наука, не имеет права выбора материала; для писателя нет непригодных
сюжетов или недостойных тем - отсюда значит, расширение тематики иск-ва
H., интерес к "грубой правде" жизни, т. е. на практике - к жизни обездоленных
и угнетённых ("Жермини Ласерте" бр. Гонкур, "Западня" Золя, и др.). Однако
стремление подчиниться материалу, записывать "под диктовку жизни" зачастую
приводило "ортодоксальных натуралистов" к бессюжетному "потоку жизни" ("Прекрасный
день" А. Сеара, "По течению" Гюисманса).


В 60-80-е гг. H. сыграл позитивную роль:
освоил новые темы (в т. ч. борьбу рабочего класса), поднял новые пласты
действительности (в т. ч. жизнь "социальных организмов"- завода, магазина
и т. д.), изучил взаимодействие личности и толпы, акцентировал роль подсознательного
в человеческой психике. Он ввёл в лит-ру новые приёмы и средства художеств,
изображения жизни. Вступив в борьбу с офиц. оптимизмом, с мещанской идеологией
и моралью, проявляя широкий демократизм и критич., разоблачит, тенденции,
он содействовал прогрессу обществ, мысли и художеств, видения. В др. странах
H. стали называть сходные явления, возникшие из нац. обществ, и лит. потребностей,
но осмысливаемые в свете франц. опыта. В Германии H. стремился погрузиться
в социальную жизнь современности под знаменем беспощадной правдивости при
изображении любых сторон действительности. Нем. H. обновил как тематику
и проблематику, так и поэтику нем. лит-ры, во многом предопределив пути
её развития в 20 в. Несомненна антикапиталистич., а иногда социалистич.
направленность MH. его произв. Прологом нем. H. была критич. деятельность
бр. Г. и Ю. Харт; наиболее полно H. воплотился в творчестве А. Хольца;
крупным достижением H. стали драмы Г. Гауптмана "Перед восходом солнца"
и "Ткачи". В Англии H. повлиял на творчество Дж. Мура и Дж. Гиссинга. В
США H. приобрёл острую социальную окраску в творчестве С. Крейна, Ф. Норриса,
X. Гарлен-да. В Италии аналогичным H. лит. движением явился веризм (Дж.
Верга, Л. Ka-пуана, Д. Чамполи). В Испании борьба с франц. лит. влиянием
сочеталась с утверждением принципов H. в творчестве Э. Пар до Басан и А.
Паласио Вальдеса. Представителем H. в Бельгии был К. Ле-монье. Нек-рое
влияние H. оказал на А. Стриндберга, Г. Ибсена и К. Гамсуна. В России термин
"Н." не был употребителен. Но близкие ему принципы художественно-социологич.
исследования, осложнённые идеей биологич. наследственности, сказались в
творчестве ряда писателей кон. 19 в., в частности в романах Д. H. Мамина-Сибиряка.
Откровенно подражательная близость к франц. H. характерна для нек-рых произв.
П. Д. Боборыкина, активного пропагандиста творчества Золя и братьев Гонкур
в России.


В области сценического иск-ва осн. требование
натуралистов -"переживать, а не играть" пьесу, изучать жизнь и следовать
историч., бытовой и психологич. правде, точно воссоздавать среду, окружающую
героев. Э. Золя призывал приблизить театр к социальной действительности,
создавать индивидуализированные, живые характеры, в том числе людей из
народа.


Борясь с условностью и проф. штампами совр.
театра, представители H. стремились трактовать спектакль как "кусок жизни",
перенесённый на сцену. В драматургии и инсценировках лит. произв. изображалась
жизнь деклассированных слоев общества, людей, раздавленных нищетой, жертв
проституции. Однако театр слабо раскрывал социальную природу явлений. Его
особенно характерными чертами стали: биологич. истолкование поступков,
повышенный интерес к болезненным явлениям человеческой психики. Среди наиболее
видных представителей H.- реж. А. Антуан (Франция), О. Брам (Германия),
актёры Э. Цаккони (Италия), П. H. Орленев (Россия). С кон. 19 в. крайнее
проявление H.- театральные представления, насыщенные "ужасами".


Разностороннее и социально значительное
творчество ведущих представителей H., особенно Золя и Гауптмана, имеет
многие аналогии в изобразительном искусстве; оно оказало и непосредственное
влияние на ряд художников последней трети 19- нач. 20 вв. К этому кругу
относятся во Франции Э. Мане (поддержанный критич. статьями Золя и написавший
его портрет и картину "Нана"), Э. Дега, А. Тулуз-Лотрек, T. Стейн-лен,
в Бельгии К. Менье, П. Полюс, в Германии M. Либерман, Г. Бартельс, P. Штерль,
К. Кольвиц, в Италии представители веризма - В. Вела и др. H. было родственно
стремление к максимальной зрительной достоверности воссоздания жизни, характерное
для живописи импрессионизма. Вместе с тем близким H. было расширение
круга изображаемых социальных явлений: так, образы угнетённого и борющегося
пролетариата у Стейнлена и Менье во многом созвучны "Жерминалю" Золя, а
"Восстание ткачей" Кольвиц навеяно "Ткачами" Гауптмана. Однако в истории
изобразительного иск-ва термин "Н." связан с совсем другим рядом явлений.
Это было вызвано эволюцией понятия "Н.", вначале означавшего конкретное
историко-лит. направление, но затем перенесённого на более общие и лишь
частично связанные с ним явления.


2) Порождённые бурж. культурой идеологич.
и стилевые тенденции и противостоящий реализму художеств, метод, выражающиеся
в воспроизведении явлений жизни вне их идейного социально-философского
осмысления, художеств, обобщения, критич. отбора и оценки. Одной из тенденций
в теории и практике натуралистич. направления (см. выше) была замена социальной
типизации и обществ, оценки жизненных явлений "беспристрастным" изображением
фактов и событий; поэтому H. бы л со временем рядом художеств, теоретиков
и критиков проти-вопосгавлен критич. реализму как иск-во, якобы стоящее
вне обществ., эстетич. и этич. норм и воспринимающее жизнь без её переработки
в свете социальных , фи-лос. и иных концепций. Апология "беспристрастности",
подвергнутая критике П. Лафаргом во Франции, Ф. Мерингом в Германии, Л.
H. Толстым, M. E. Салтыковым-Щедриным, В. Г. Короленко в России, оказалась
как бы идеологич. оправданием поверхностного, бескрылого изо-бразительства
и пассивного копирования второстепенных подробностей, к-рые давно уже стали
своего рода традицией в бурж. иск-ве 19 в. С 1820-30-х гг. эти черты проявились
в европ., а позже в амер. иск-ве (программный характер они приобрели во
франц. живописи - у П. Делароша, О. Берне); легко сочетаясь с академич.
идеализацией, они породили многочисл. разновидности салонного искусства.
Такого
рода плоское, безыдейное иск-во, позднее, в свою очередь, названное натуралистическим,
широко распространилось с сер. 19 в. Характерным явлением стало "снижение"
исторических, религиозных и аллегорических жанров, в к-рых традиц. возвышенные
представления намеренно сводились к прозаич. повседневности, констатируемому
бытовому факту (Э. Месонье во Франции, Ф. Уде в Германии, Л. Фредерик в
Бельгии).


Термин "Н." стал также связываться с пристрастием
к преувеличенно детальному изображению мрачных, теневых явлений действительности,
особенно сцен жестокости, насилия, отталкивающих подробностей сексуальной
жизни. Именно эта тенденция получила впоследствии гипертрофированное развитие
в нек-рых течениях модернизма и особенно в " час-совой культуре)·
бурж.
мира. Как H. обозначается и антисоциальный, биологич. подход к человеку,
характерный для многих проявлений декадентства. Крайнее проявление звериного
биологизма в иск-ве - расистские изображения "сверхлюдей", культ агрессивной
варварской силы, присущие иск-ву фаш и др крайне реакционных режимов Бурж
иск во 20 в восприняло и такие черты, как увлечение изображением уродств
и патологич подробностей (особенно у живописцев-сюрреалистов), преувеличенно
достоверное копирование внешних деталей (напр , в новейшем "гиперреализме"
с его иллюзионистич имитацией предмета и среды) В истории сов культуры
H стал обозначением противостоящего реализму (и вообще всякому художеств
творчеству) протокольного изображения действительности, бесстрастной фактографии,
внешнего правдоподобия, подменяющего типизацию и характерность явлений
В этом понимании H объединяет пассивную созерцательность обществ позиции
художника, понимание им творч акта как простого подражания, сведение художеств
манеры и стиля к мелочному копированию жизни, в понятие "Н " включаются
также поглощенность отталкивающим, пошлым или скучным, прозаическим бытом,
сосредоточение внимания на негативных фактах жизни, пристрастие к изображению
физиологии человека Проявления H такого рода многократно подвергались критике
А В Луначарским, M Горьким и др. как чуждые иск ву социалистич реализма.


Лит Боборыкин П Д, Европейский роман
в 19 столетии, СПБ, 1900, M eринг Ф , Литературно критические статьи, M
- Л , 1964, История французской литературы, т 3, M - Л , 1959. История
немецкой литературы, т 4, M , 1968, T а г е р E Б , Проблемы реализма и
натурализма, в KH Русская литература конца 19 - начала 20 в , M , 1968,
Frierson W C,L influence du naturallsme frangals sur les romanciers anglais
, P , 1925, Hlauschek H, Der Entwlcklungsbegrlff in den theoretisch programmatlschen
Schriften des fruhen Naturahsmus, W , 1941, Beuchat Ch, Hlstolre du naturallsme
franc,als, v 1 - 2, P , 1949-50, Ahnebrink L, The beginnings of naturalism
in American fiction, Uppsala - Camb , 1950, Walcutt Ch, American literary
naturalism, a divided stream, Minneapolis, 1956, Hamann R, Hermand J, Naturallsmus,
B , 1959, Dumesnil R, Le reallsme et Ie naturallsme, P , 1965 P оm 1 1
i о M , DaI naturallsmo al verismo, [Napoli, 1966] Г С Авессаломова
(H
в лит-ре), A M Кантор




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я