НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ

НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ совокупность устройств, состоящая обычно из насоса, двигателя и передачи. H. а. бывают стационарные, устанавливаемые на фундаменте, в скважине и др. местах, и передвижные, смонтированные на ходовой тележке, шасси и т. п.

В зависимости от типа двигателя H. а. различают электронасосные (с электродвигателем),
турбонасосные (с турбиной), дизель- и мотонасосные (с двигателем внутр. сгорания) и др. Первые H. а., описанные в 1613 Г. Цейзингом, имели привод от водяного колеса (рис. 1). Затем в 1698 T. Севери, а в 1712 T.
Нъюкомен предложили принципиально новые типы H. а., в к-рых использовалось давление водяного пара и атм. воздуха. С нач. 20 в. наибольшее распространение получили H. а. с электроприводом. H. а. небольшой мощности обычно имеют моноблочную конструкцию с корпусом, в к-ром нек-рые узлы двигателя и насоса являются общими [напр., паровой прямодействующий поршневой двухцилиндровый насос, запатентованный в 1849 амер. инж. Генри P. Вор-тингтоном, и др.].

В H. а. немоноблочной конструкции насос и двигатель соединяют муфтой (полужёсткой, фрикционной) или через передачу с постоянным или регулируемым отношением скоростей вращения валов. Применяются ременные передачи с простыми или ступенчатыми шкивами, индукционные (электромагнитные) муфты скольжения и др. H. а. обычно являются составной частью насосных установок и насосных станций. Ю. В. Квитковский.

Одним из видов насосов является водокольцевой насос ВВН. Его особенностью является то, что сжатие воздуха или газа в них осуществляется водяным кольцом.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я