НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА совокупность
накопленных народом эмпирич. сведений о целительных средствах, лекарственных
травах и гигиенич. навыков, а также их практич. применение для сохранения
здоровья, предупреждения и лечения болезней. Передававшиеся из поколения
в поколение устным путём эти сведения нашли отражение в нар. обычаях, пословицах,
поговорках, преданиях и закреплены в ряде письменных источников (лечебники,
травники и др.).


При первобытнообщинном строе H. м.
была единств, видом медицины; первобытные люди умели лечить переломы,
вправлять вывихи, имели представления о растениях, обладающих болеутоляющим
действием, понимали целебное значение солнечных лучей и воды. С разделением
общества на классы H. м. получила распространение гл. обр. среди неимущего
населения, существенное влияние оказывали на неё суеверия, мистич. представления,
открывавшие дорогу знахарству.


Медицина Др. мира широко использовала
опыт H. м. Так, богатым арсеналом лекарственных веществ, применявшихся
в разнообразных формах (микстуры, втирания, компрессы и т. п.) пользовались
врачи Двуречья. Египтяне применяли с леч. целью опий. Тибетская буддийская
медицина видела основу терапии в использовании природных средств: "Нет
в природе такого вещества, которое не годилось бы в качестве лекарственного
средства".


Нар. гигиена - наиболее древняя отрасль
H. м.- заложила основу знаний, на к-рой развилась впоследствии науч. гигиена.
Выработанные
эмпирич. путём гигиенич. меры уже при раоовладельч. строе вошли в законодательства
отдельных стран. Так, вавилонское законодательство о "седьмом дне", в течение
к-рого запрещались все виды работ, явилось своеобразной регламентацией
труда и отдыха. Литературные памятники Др. Индии содержат множество сведений
о влиянии климата и времён года на состояние здоровья, о гигиене тела,
значении физич. упражнений и правильного питания для поддержания здоровья.
Тибетская медицина придавала большое значение воздействию на организм чистого
воздуха и солнечных лучей, кит. нар. гигиена - здоровому сну, чистоплотности
и умеренности в еде.


Сведения, накопленные H. м., отражены
в произведениях крупнейших врачей Др. мира - Гиппократа и Галена,
а
в последующем - в трудах Ибн Сины и MH. др. Научная медицина применяла
и применяет MH. леч. методы H. м., напр, иглотерапию. В течение MH. столетий
у жителей Вост. Африки бытовал обычай лечить прогрессивный паралич при
помощи лихорадочного состояния (больных сифилисом посылали в болотистые
местности, где они заболевали тропич. лихорадкой). Кесарево сечение
с
успехом практиковалось жителями Центр. Африки и т. д.


В России использовали полынь при лихорадке,
берёзовый сок для лечения гнойных ран, дёготь как дезинфицирующее средство,
бруснику, морошку, рябину при цинге и т. д. MH. обычаи и пословицы рус.
народа пропагандируют гигиенич. меры: "Живи разумом - и лекарство не надобно",
"От хождения в лазьню (мыльню) тело чисто живёт" и т. п. Запреты, облечённые
на Руси в форму "греха", а у многих народов в форму "табу", зачастую выражают
гигиенич. требования. Так, обычай есть яблоки лишь после "освящения" их
в праздник Спаса по существу предостерегает от употребления в пищу недозрелых
плодов; представление о "сглазе" новорождённого способствовало профилактике
переохлаждения или заражения ребёнка при рассматривании его посторонними.
Рус. обычаи и поговорки, имеющие гигиенич. значение, собраны В. И. Далем
в
сборнике "Пословицы русского народа", где выделены в отдельный раздел "Здоровье
и хворь".


Классики рус. медицины M. Я. Мудрое,
Ф.
И. Иноземцев, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин и их ученики
изучали H. м. и вводили в практику нек-рые её приёмы. Историкам медицины
Л. Ф. Зме-еву и Г. И. Скориченко принадлежат оригинальные исследования,
касающиеся H. м. Традицией рус. медицины были уважение к рациональным основам
H. м. и непримиримая борьба с псевдоносителями H. м.- знахарями, шаманами,
"бабками" и т. п.


Науч. медицина в СССР берёт из тысячелетнего
нар. опыта всё ценное и рациональное. Для изучения лекарственной терапии
травами создан н.-и. ин-т лекарственных растений. В то же время врачевание
незаконное
лицами, не имеющими мед. образования, запрещено законодательством
СССР.


Лит.: Чаруковский А., Народная
медицина, применённая к русскому быту и разноклиматности России, ч. 1 -
5, СПБ, 1844-1847; Скориченко-Амбодик Г. Г., Доисторическая медицина, СПБ,
1895; Змеев Л. Ф., Чтение по врачебной истории POCCIIII, СПБ, 1896; Попов
Г., Русская народно-бытовая медицина, СПБ, 1903; Российский Д. M., История
всеобщей и отечественной медицины и здравоохранения. Библиография (996-1954
гг.), M., 1956; Цзинь Синь-Чжун, Китайская народная медицина, M., 1959;
Б о г о-явленскийН.А., Древнерусское врачевание в XI-XVII вв., M., 1960;
П е тров Б. Д., Очерки истории отечественной медицины, M., 1962. В.
Л.
Вязаное.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я