НАЛОГИ

НАЛОГИ обязательные платежи,
взимаемые гос-вом с юридич. и физич. лиц. Возникли с разделением общества
на классы и появлением гос-ва. Используются для финансирования его расходов.
Социаль-но-экономич. сущность H., их структура и роль определяются экономич.
и поли-тич. строем общества и вытекающими отсюда природой и функциями гос-ва.
"В налогах,- указывал К. Маркс,- воплощено экономически выраженное существование
государства" (M арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 308).


В антагонистич. общественно-экономич.
формациях H. выступают как один из гл. источников доходов эксплуататорского
гос-ва. Они осн. тяжестью падают на трудящихся и выражают собой отношения
их дополнит, эксплуатации. Уже в рабо-владельч. и феод, обществах действовала
широкая система H., в основном в форме натуральных сборов (продовольствие,
фураж, снаряжение для армии и флота и т. п.) и в виде личных повинностей
(участие в походах и др.). С развитием товарно-ден. отношений H. стали
взиматься преим. в ден. форме и наибольшее развитие получили при к а-питализме,
особенно в эпоху империализма. В условиях гос.-монополистич. капитализма
происходит стремительный рост H. под влиянием милитаризации экономики,
разбухания гос. аппарата, расширения гос. регулирования капи-талистич.
экономики в интересах моно-полистич. капитала. Доля нац. дохода, мобилизуемая
через H. в бюджет, составляла в развитых капиталистич. странах (кон. 60-х
гг. 20 в.): США 35% , Великобритании 45%, Франции 37%, ФРГ 38% и Японии
28%. За 1950-70 объёмы H. в этих странах возросли в 3-6 раз и составляют
до 70-80% доходов их гос. бюджетов.


По способу взимания H. делятся на прямые
и косвенные. Прямые H. взимаются с доходов или имущества юридич. и физич.
лиц (см. Налоговая ставка). Различают реальные прямые H., к-рыми
облагаются зем. участки, скот, недвижимое имущество, и личные прямые H.,
взимаемые с доходов или имущества физич. лиц (,подоходный налог, поимущественный
налог,
H. на ден. капитал, сверхприбыль, с наследства и дарения). Косвенные
H. (или акцизы) взимаются через цены товаров, в основном предметов широкого
потребления. Это создаёт значит, привилегии для господствующих классов,
т. к. почти целиком тяжесть этих H. перекладывается на малоимущие слои
населения, потребляющие большую часть этих товаров. Именно поэтому В. И.
Ленин называл косвенные H. налогами на бедных (см. Поли. собр. соч., 5
изд., т. 6, с. 262).


В эпоху империализма наблюдается тенденция
к возрастанию объёма и удельного веса прямых H. Это вызывается усилением
классовых противоречий и борьбы рабочего класса за более прогрессивное
обложение (повышение ставок H. с увеличением доходов), ростом военно-полицейских
расходов гос. бюджета, для покрытия к-рых H. с трудящихся становится явно
недостаточно, а также борьбой различных группировок внутри господствующих
классов. Это связано и с тем, что косвенные H., повышая цены товаров, ограничивают
возможности расширения внутр. рынка и экспорта товаров.


H. при капитализме носят антинародный
характер, своей осн. тяжестью ложатся на трудящихся. В нач. 70-х гг. 20
в. в США, ФРГ, Франции H. поглощали до 25-30% доходов средней семьи трудящихся.
Капиталисты стараются уклониться от уплаты H., пользуясь коммерческой тайной,
прибегают к фальсификации своей отчётности и используют др. лазейки, чтобы
скрыть свои действительные доходы от налогообложения. На совр. этапе особенно
широкое развитие получили формы прямого и скрытого гос. субсидирования
монополий (воен. заказы по завышенным ценам, ускоренная амортизация и др.),
что обеспечивает им фактически возврат изъятых через H. средств. Классовый
антинародный характер Н. проявляется также в целой системе льгот, предоставляемых
капиталистам при налогообложении (спец. скидки и крупные вычеты из облагаемых
доходов, спец. льготы для корпораций на истощение недр, проценты по задолженности
и др.), в освобождении от H. различных фондов (амортизационный, резервный,
благотворительный и др.). (См. также Налоговые льготы.)


В России основное место в системе налогообложения
занимали косвенные H. и среди них доход от винной монополии, составлявший
28,6% всех поступлений в бюджет в 1909-13. Крупные доходы приносили акцизы
на сахар и др. предметы массового потребления. Значительно меньшую роль
в бюджете играли прямые H.: поземельный, промысловый И др. При их взимании
большие льготы предоставлялись буржуазии и помещикам; тяжёлым бременем
эги H. ложились на широкие массы крестьянства. Характерной чертой системы
H. в России было отсутствие подоходного H., введению к-ро-го сопротивлялись
буржуазия и помещики. Он был введён только с 1 янв. 1917 под давлением
революц. движения.


При социализме H. являются одним из
средств планового распределения и перераспределения части нац. дохода в
интересах коммунистич. строительства. Социалистич. собственность на средства
произ-ва позволяет гос-ву осуществлять прямое распределение нац. дохода
и за счёт поступлений от социали-стич. х-ва обеспечивать подавляющую часть
доходов гос. бюджета. В кон. 60-х гг. этот источник составлял в доходах
гос. бюджета СССР св. 90%, ПНР ок. 85%, ЧССР ок. 90% . H. с населения занимают
незначит. удельный вес в доходах гос. бюджета. Так, в доходах гос. бюджета
СССР 1973 они составляли ок. 8%. Характерной чертой H. является их возвратность.
Средства, мобилизуемые через H., используются на общественные нужды. В
1973 ассигнования только на социально-культурные нужды и науку превышали
налоговые платежи населения более чем в 4 раза.


Налоговая политика социалистич. гос-ва
проводится в соответствии с задачами, к-рые оно решает на различных этапах
коммунистич. строительства. После установления диктатуры пролетариата H.
использовались гос-вом для подрыва эко-номич. мощи буржуазии (напр., чрезвычайные
контрибуционные H.). В переходный период система налогового обложения была
направлена на ограничение и вытеснение капиталистич. элементов города и
деревни и укрепление союза рабочего класса с трудовым крестьянством. Льготное
обложение середняцких X-B сочеталось с частичным и полным освобождением
от H. бедняцких крест. X-B. Подоходный H. с рабочих и служащих взимался
с небольшой прогрессией, при значительном необлагаемом минимуме и льготах
для низкооплачиваемых групп населения. H. с предприятий представляли собой
одну из форм косвенного регулирования их деятельности. Наряду с прямыми
H. и H. с доходов и имущества взимались также и косвенные H., однако в
отличие от акцизов при капитализме наиболее высокими ставками облагались
не товары массового потребления, а предметы роскоши.


Налоговая реформа 1930 в СССР унифицировала
налоговые и неналоговые платежи в гос. бюджет и заменила их для социалистич.
предприятий двумя формами изъятия средств в бюджет - налогом с оборота
и
отчислениями от прибыли. С победой социализма была перестроена и
система H. с населения. С ликвидацией капиталистич. элементов такие H.,
как H. на сверхприбыль и квартирный, были полностью отменены, а подоходный
и с.-х. H. были соответствующим образом перестроены. Удельный вес H. с
населения был резко снижен.


В период Великой Отечественной войны
1941-45 доля H. с населения в доходах гос. бюджета возросла. Наряду с перестройкой
действующих гос. и местных H. были введены военный H. и H. на холостяков,
одиноких и малосемейных граждан СССР. Это дало возможность гос-ву мобилизовать
дополнит, средства для нужд обороны страны. В послевоен. годы происходило
неуклонное снижение H. с населения. Был полностью отменен военный H. (1946)
и значительно снижены H. на холостяков и с.-х. H.


21-й съезд КПСС (1959) принял решение
о постепенной отмене H. с населения. Разработанный в соответствии с этим
решением закон "Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих"
(май 1960) проводится в жизнь путём постепенного повышения необлагаемого
минимума доходов и расширения налоговых льгот. В 1972 в ряде р-нов страны,
где минимальная заработная плата рабочих и служащих производств, отраслей
нар. х-ва повышена до 70 руб. в месяц, отменены H. с заработков этого уровня
и уменьшены в среднем более чем на 1/3 ставки H. с заработной платы до
90 руб. в месяц. Программа КПСС предусматривает полную отмену H. с населения.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Морализирующая критика и критизирующая мораль, Соч., 2 изд., т. 4; и х
ж е, Эмиль де Жирарден. "Социализм и налог", Париж, 1850, [Рецензии из
"Neue Rheinische Zeitung. Politisch-Okonomische Revue", № 4], там же, т.
7; Ленин В. И., К деревенской бедноте, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 7;
его ж е, Аграрный вопрос в России к концу XIX века, там же, т. 17; его
же, Капитализм и налоги, там же, т. 23; его же, Доклад о замене разверстки
натуральным налогом [на X съезде РКП(б)], там же, т. 43; Программа КПСС,
M., 1973; Дьяченко В. П., Советские финансы в первой фазе развития социалистического
государства, M., 1947; M а р ь я х и н Г. Л., Очерки истории налогов в
СССР, M., 1964; Финансы капиталистических государств. Авт. коллектив под
руководством Б. Г. Болдырева, M., 1971. Г. Л. Маръяхин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я