НАЛБАНДЯН

НАЛБАНДЯН Микаэл (Налбандов
Михаил Лазаревич) [2(14).11.1829, H. Нахичевань, ныне р-н Ростова-на-Дону,-
31.3(12.4). 1866, г. Камышин], армянский писатель, философ, революц. демократ,
утопич. социалист. Сын ремесленника-кустаря. В 1855-58 учился на мед. ф-те
Моск. ун-та. В 1858-60 сотрудничал в моек. арм. журн. "Юсисапайл" ("Северное
сияние"). В годы революционной ситуации в России 1859-61 H. под влиянием
пропаганды "Колокола" и "Современника" первым из арм. писателей
перешёл на позиции революц. демократизма. В 1860-62 совершил путешествие
в Турцию, Индию, страны Зап. Европы. В Константинополе создал вокруг арм.
журн. "Мегу" ("Пчела") тайное революц. оо-во "Партия молодых". В Лондоне
сблизился с А. И. Герценом, H. П. Огарёвым, M. А. Бакуниным,
а
также с H. А. Серно-Соловьевичем и др., участвовал в обсуждении
проекта статьи-воззвания "Что нужно народу?" (программа будущей "Земли
и воли").
В памфлете "Две строки" (1861) провозгласил своё политич.
кредо - посвятить жизнь делу освобождения народа. В главном публи-цистич.
труде "Земледелие как верный путь" (1862) H. подверг уничтожающей критике
крестьянскую реформу 1861, однако сделал это с позиций общинного социализма.
Единств, выход для пореформ. России видел в крестьянской революции. По
возвращении в Россию арестован и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской
крепости (июль 1862), судился по "процессу 32-л", в нояб. 1865,
больной туберкулёзом, выслан в Камышин.


H. был энциклопедически образован.
Занимался вопросами философии, политэкономии, лингвистики, педагогики.
Являлся последователем антропологич. материализма JI. Фейербаха и H. Г.
Чернышевского, неутомимым пропагандистом естеств. наук. Философия H. -
важный этап в истории арм. обществ, мысли. В практич. революц. деятельности
стремился соединить демократич. силы арм. народа в России и за рубежом
с рус. освободит, движением.


H. - зачинатель критич. реализма в
арм. лит-ре, автор романов "Одному - слово, другому - невесту" (1858),
"Во-прошение мёртвых" (1859, неоконч.), "Дневник" (1858-60). В крепости
создал антирелиг. поэму "Похождение праотца" (1864, опубл. 1903). Огромной
популярностью пользовалась гражд. лирика H., проникнутая пафосом борьбы
за свободу. H. заложил основы арм. реалистич. критики и эстетики. Его лит.
взгляды выражены в работах: "Слово об армянской письменности" (1854-55,
опубл. 1895), "Критика" (1858), "Национальный театр в Константинополе"
(1861) и др. Эстетич. теорию строил на принципах антропологич. материализма.
Боролся за внедрение нового арм. лит. языка (ашхарабар) взамен мёртвого
книжного языка (гра-бар), за что подвергался нападкам со стороны клерикалов
и мракобесов. Переводил стихи А. С. Пушкина, M. Ю. Лермонтова, Г. Гейне
и др.


С о ч.: В рус. пер.: Избр. соч., Ep.,
1941; Избр. философские и общественно-политические произведения, M., 1954;
Стихотворения, M., 1967; Соч., т. 1-2, Ep., 1968-70.


Лит.: Мясникян А. Ф., Избр.
произведения, Ep., 1965; Шаумян С., Литературно-критические статьи, 2 изд.,
M., 1955; Хачатрян А. Б., Мировоззрение M. Л. Налбандяна, "Уч. зап. МГПИ
им. В. И. Ленина", 1962, № 171, с. 3-328; Гуланян X. Г., Микаэл Налбандян,
M., 1955; Д а р о н я н С., M. Налбандян, M., 1963; его же, M. Налбандян
и русские революционные демократы, M., 1967.


С. К. Даронян.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я