НАДЗОР

НАДЗОР (юрид.), в СССР одна
из форм деятельности гос. органов по соблюдению социалистич. законности.
Прокурорский H. заключается в осуществлении прокуратурой высшего H. за
точным исполнением законов всеми министерствами, подведомственными им учреждениями,
отдельными должностными лицами и гражданами СССР (Конституция СССР, ст.
113). Органы
Прокуратуры СССР обязаны своевременно принимать меры
к устранению всяких нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Генеральный
прокурор СССР и система прокуратуры осуществляют свои надзорные функции
путём H. за точным исполнением законов учреждениями, организациями, должностными
лицами и гражданами (общий H.); привлечения к уголовной ответственности
лиц, виновных в совершении преступлений; H. за соблюдением законности в
деятельности органов дознания и предварит, следствия; H. за соблюдением
законности при рассмотрении судами уголовных и гражд. дел; H. за законностью
исполнения приговоров и H. за соблюдением законности в местах лишения свободы.


В общем H. важное место занимает H.
за точным соответствием закону актов, издаваемых мин-вами, ведомствами
и подчинёнными им учреждениями и предприятиями, исполнит, и распорядит.
органами местных Советов депутатов трудящихся, кооп. и иными общественными
орг-циями. В отношении противоречащих закону приказов, инструкций, решений,
распоряжений, постановлений и иных актов прокурором приносится протест
органу,
издавшему акт, либо его вышестоящему органу.


Для выполнения функций по H. прокуроры
располагают такими полномочиями и правовыми средствами, как право рассмотрения
и разрешения жалоб и заявлений граждан, проверки исполнения законов на
месте (в учреждении, предприятии); они могут требовать представления необходимых
документов и сведений, объяснений должностных лиц и граждан по поводу правонарушения,
могут вносить в государственные органы и общественные организации представления
об устранении нарушений закона и обстоятельств, способствующих нарушениям.
В отношении должностных лиц или граждан, нарушивших закон, прокурор, в
зависимости от характера нарушения, либо привлекает виновных к уголовной
ответственности, либо принимает меры к привлечению нарушителя к адм., дисциплинарной
или материальной ответственности. В необходимых случаях прокурор принимает
меры к обеспечению возмещения материального ущерба, причинённого нарушением
закона.


Судебный H. - процессуальная деятельность
судов по проверке законности и обоснованности приговоров, решений, определений
и постановлений, по даче судебным органам руководящих разъяснений по применению
законодательства при рассмотрении суд. дел, а также разрешению споров между
судами. Осуществляется путём рассмотрения дел: по кассационным жалобам
и протестам на приговоры, решения и определения, не вступившие в законную
силу (см. также Кассация); по протестам, принесённым в порядке H.
уполномоченными должностными лицами прокуратуры и суда на приговоры, определения
и постановления, вступившие в законную силу (т. н. судебный H. в узком
смысле слова); по заключениям прокуроров в связи с вновь открывшимися обстоятельствами
по делу.


Один из видов судебного H.- деятельность
суда по разрешению нек-рых споров, возникающих в области гос. управления
(рассмотрение жалоб на неправильное включение в избирательные списки или
неправильное исключение из избирательных списков, на необоснованные наложения
штрафов на граждан за административные проступки; иски об отмене или изменении
записей в актах гражданского состояния и др.).


Административный H.- деятельность органов
гос. управления по контролю за соблюдением организациями, должностными
лицами и гражданами установленных гос. властью правил в целях предупреждения,
пресечения и устранения нарушений законности в отдельных областях управления.
Осуществляется органами управления отраслевой компетенции (мин-ва, гос.
комитеты и т. д.) либо специально созданными органами (напр., различными
государственными
инспекциями) А. П. Сафонов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я