НАВОИ

НАВОИ Алишер Навои Низамаддин
Мир Алишер (9.2.1441, г. Герат,- 3.1.1501, там же), узбекский поэт, мыслитель
и гос. деятель. Род. в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кич-кине,
дом к-рого был центром общения людей иск-ва, в т. ч. поэтов. Уже к 15 годам
H. стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках (ср.-азиат, тюрки
и фарси). Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. В 1469 стал хранителем
печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с к-рым вместе учился
в медресе. В 1472 был назначен визирем и получил титул эмира. H. оказывал
помощь учёным, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством
медресе, больницы, мостов.


Убеждённый гуманист, борец против ср.-век.
деспотизма и произвола, H. обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие
взяточников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу
несправедливо обиженных. Прогрессивные позиции H. вызвали недовольство
при дворе. В 1487 H. был сослан в отдалённую провинцию Астрабад в качестве
правителя. Крах надежд на возможность политич. переустройства страны и
установления мира в гос-ве, раздираемом усобицами Тимуридов, вынудили H.
оставить службу. Вернувшись в Герат в 1488, конец жизни провёл в усиленной
творч. работе.


Лит. наследие H. велико и многогранно:
ок. 30 сб-ков стихов, крупных поэм, прозаич. соч. и науч. трактатов, всесторонне
раскрывающих духовную жизнь Cp. Азии 15 в. H. творчески использовал многовековой
художеств, опыт лит-ры народов Cp. Азии и Бл. Востока. "Сокровищница мыслей"-
свод стихов, собранных и расположенных самим поэтом в 1498-99 хронографически
по четырём сборникам-сшванол, соответственно четырём ступеням возраста
поэта: "Диковины детства", "Редкости юности", "Диковины средних лет", "Назидания
старости". В это собрание входят стихи разных лирич. жанров, особенно многочисленны
газели
(более
2600), излюбленный жанр H., отличавшиеся удивительной цельностью. Поэт
оставил также "Диван Фани"- сб. стихов на фарси. Вершина творчества H.-
знаменитая "Пятерица", тема к-рой была подсказана Джами:
"Смятение
праведных" (1483), "Лейли и Меджнун" (1484), "Фархад и Ширин" (написана
1484), "Семь планет" (1484), "Искандарова стена" (1485). По устойчивой
вост. традиции "Пятерица" H. явилась "ответом" (назира) на "Пятерицы" Низами
Гянджеви
и индо-иран. поэта Амира Хосрова Дехлеви, писавшего
на фарси. Обратившись к сюжетам их соч., восприняв и нек-рые формальные
особенности, H. дал совершенно иное идей-но-художеств. толкование тематики
и сюжетных ситуаций, новую трактовку образов и событий. "Смятение праведных",
первая поэма цикла, состоит из 64 глав и носит философско-публицистич.
характер, освещая наиболее существ, вопросы тогдашней действительности;
в поэме резко обличаются феод, усобицы и жестокость вельмож, произвол беков,
лицемерие и ханжество мусульм. шейхов и законоведов, утверждаются идеалы
справедливости. Поэма излагает осн. черты мировоззрения H., его этич. и
эстетич. взгляды. "Лейли и Меджнун"-· поэтич. разработка популярного древне-араб.
предания о трагич. любви юного Кайса к красавице Лейли. Гуманистич. пафос,
эмоциональная напряжённость конфликта, сила художеств, воздействия на читателя
были причиной огромного влияния поэмы на MH. вост. лит-ры и узб. фольклор.
"Фархад и Ширин"- герои-ко-романтич. поэма о любви богатыря Фархада к арм.
красавице Ширин, на к-рую претендует Иран, шах Хосров. Поэма отличается
от предшествующих произв., разрабатывавших этот сюжет, тем, что её центр,
образом становится не шах Хосров, а Фархад, борец за правду и справедливость,
героич. поступки к-рого противопоставлены трусости шаха. Образ Фархада
стал нарицательным, воплощая социально-эстетич. идеал народа. H. использовал
приёмы фольклорной поэтики, традиции нар. героич. эпоса. "Семь планет",
четвёртая поэма цикла, состоит из семи сказочных новелл, объединённых общей
рамкой. Поэма содержит иносказат. намёки, критикующие реальное окружение
H., правителей - Тимуридов, самого Султан-Хусейна, его придворных и др.
"Искандарова стена"- заключит, поэма цикла, её герой - идеальный справедливый
правитель, высоконравственный мудрец Искандар.


Книга "Пятерица смятенных" (1492) поев.
Джами. Для изучения истории узб, и перс.-тадж. лит-ры, их взаимосвязей
имели значение антология "Собрание утонченных" (1491-92) - краткие характеристики
писателей эпохи H., "История иранских царей" и "История пророков и мудрецов",
содержащие сведения о легендарных и историч. деятелях Cp. Азии и Ирана,
о зороастрийской и KO-ранич. мифологии. Важные вопросы теории лит-ры, особенно
стихосложения, освещены в трактате "Весы размеров". В конце жизни H. написал
аллегорич. поэму "Язык птиц" (1499) и философско-дидактич. соч. "Возлюбленный
сердец" (1500) - о наилучшем устройстве человеческого общества. Известное
влияние на книгу H. оказали соч. Юсуфа Баласа-гуни и "Гулистан" Саади.
Осн. идея книги - осуждение "жестоких, невежественных и развратных царей",
стремление установить прочную централизованную власть справедливого правителя
во главе благоденствующей страны. Это было мечтой всей жизни поэта. Трагически
осознавая невозможность осуществления своих политич. идеалов, он тем не
менее верил в конечную победу светлого начала. Отсюда оптимизм и жизнеутверждающая
сила его творений.


В лит-ре того времени было мнение,
что язык тюрки груб для поэзии; H. в трактате "Спор двух языков" (1499)
теоретически обосновал культурное и художеств, значение староузб. языка,
называемого тюрки. H. оказал воздействие на развитие не только узб. лит-ры,
но и на развитие уйгурской, туркм., азерб., тур., тат. и др. тюркоязычных
лит-р. Мировоззрение и творчество H. не лишено идейных противоречий, социальных
иллюзий. Но пафос творчества H.- в его гуманизме и демократич. устремлениях,
в утверждении достоинства человека, его права на счастье. Творчество H.
имело большое значение для развития в вост. лит-pax прогрессивно-романтич.
творческого метода.


Яркая фигура H., художеств, сила его
поэзии вызвали большой интерес востоковедов.


А. Навои.


Возникла особая область науч. изысканий
- навойведение. Известны работы рус. и сов. учёных: В. В. Бартольда, E.
Э. Бертельса, А. Шарафутдинова, Айбека, В. Захидова, И. Султанова, A. H.
Болдырева, А. А. Семёнова, А. Ю. Якубовского, X. Сулеймана, А. Хаитметова,
А. Абдугафурова, П. Шамсиева и др. Большая работа проводится в Узб. CCP
по подготовке науч. и популярных изданий H. Его поэмы переведены на MH.
языки. Рукописи H. хранятся в крупнейших б-ках мира (в СССР, Англии, Турции,
Иране и др.).


Соч.: Асарлар, т. 1 - 15, Тошкент,
1963- 1968', в рус. пер.- Стихотворения и поэмы, M., 1965; Соч., т. 1-10,
Таш., 1968-70.


Лит.: Бертельс E. Э., Навои.
Опыт творческой биографии, М.- Л., 1948; его же, Избр. труды. Навои и Джами,
M-, 1965; Болдырев A. H., Персидские переводы "Маджалис ан-Нафаис" Навои,
"Учёные записки ЛГУ", 1952, сер. 128, в. 3; Захидов В., Мир идей и образов
Алишера Навои, Таш., 1961; X а и и т м е-тов А., Творческий метод Навои,
Таш., 1965; Абдугафуров А., Навоий са-тираси, кит. 1 - 2, Тошкент, 1966
- 72; С у л т о н И., Навоийнинг калб дафтари, Тошкент, 1969; С в и д и
н a E. Д., Али-шер Навои. Биобиблиография (1917 - 1966), Таш., 1968. А.
А. Валитова.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я