НАВИГАЦИЯ ВОЗДУШНАЯ

НАВИГАЦИЯ ВОЗДУШНАЯ аэро навигация,
наука о методах и средствах вождения летат аппаратов (ЛА) - самолетов,
вертолетов, ракет и др , со вокупность операций по определению навигац
элементов наземными пункта ми управления полетами или на борту ЛА и использованию
их для вождения ЛА Принципы H в берут начало от возникшей в древние времена
мор на вигации, в частности у нее заимство ван метод использования
магнитного компаса, и мореходной астрономии.


H в обеспечивает вождение ЛА по траектории,
определяемой маршрутом (трассой) и профилем полета, с заданной программой,
регламентирующей режим полета ЛА от его взлета с начального пункта маршрута
и до посадки в конеч ном пункте в заданное время (см Авиалиния). Кроме
того, H в решает част ные навигац задачи - выдерживание заданных дистанций
и интервалов време ни между ЛА на трассах с интенсивным возд движением
или при выходе с трассы к аэродрому посадки, предупрежде ние столкновения
ЛА в полете с наземными препятствиями (горой и др ), сближение двух ЛА
в полете (встреча с самолетом танкером для дозаправки горючим и др ) и
т д При выполнении полета по заданным траектории (или маршруту) и программе
задача H в , в отличие от пилотирования, сводится в основном к получению
непрерывной или периодич информации о текущих навигац элементах постулат
движения центра масс ЛА относительно системы координат, привязанной к земной
поверхности.


Для определения навигац элементов (курса
сноса угла,
путевого угла воз душной и путевой скоростей, высоты, координат
местонахождения ЛА и др ) применяются различные технич средства, к рые
в зависимости от первичного источника навигац информации подразделяются
на 4 осн группы геотехниче с к и е, позволяющие определять отно сит высоту
почета, магнитный курс ме стонахождение ЛА измерением различ ных параметров
геофизич полей Земли (магнитного, гравитационного и др ), к ним относятся
высотомеры
измерите
ли воздушной и путевой скоростей, магнитные
компасы и
гиромагнитные
ком пасы,
гирополукомпасы, оптич визиры, инерциалъные навигационные
системы
ит д, радиотехнические, позволяющие определять истинную высоту,
путевую скорость, местонахождение ЛА измерением различных параметров электромагнитного
поля по радиосигналам, излучаемым спец передающими устрой ствами, к ним
относятся радиовысотомеры, радиомаяки, радиокомпасы, радионавигационные
системы
и т д , астрономические, позволяющие определять курс и местонахождение
ЛА, к ним относятся астрономические компасы, секстанты, астроориентаторы
и т д (см Авиационная астрономия),
светотехнические предназна ченные
для обеспечения посадки ЛА в сложных метеорологич условиях и ночью, а также
для облегчения ориентировки (светомаяки) T к каждой группе технич средств
навигации свойственны свои преимущества и недостатки, то для обеспечения
точного полета ЛА по заданному маршруту в любых условиях погоды навигац
средства, работающие на различных принципах, объединяются как датчики в
единые комплексные системы В таких системах с помощью аналоговых или цифровых
вычислит машин решаются осн навигац задачи и записывает ся программа предстоящего
полета (координаты пунктов заданного маршрута, высоты и скорости пролета
над пунктами, координаты радионавигац систем и др ) Комплексные навигац
системы, связанные с автопилотом,
могут обеспечить автоматич полет
по всему маршруту и заход на посадку при отсутствии видимости земной поверхности.
В общем случае применяемая комплексная навигац система определяет местоположение
ЛА по трем координатам 2 координаты - проекции его центра масс на горизонтальную
плоскость (долгота и широта), и одна - высота Для ориентировки ЛА достаточно
знать 2 координаты в горизонтальной плоскости Маршрут поле та контролируется
по линии пути, опре деляемой проекцией вектора путевой ско рости Последний
находится как результат счожения измеряемых векторов воз душной скорости
(скорости ЛА по отно шению к воздуху) и скорости воздуш ного течения по
отношению к земной по верхности. Высота полета измеряется высотомером.


Для определения текущих координат местоположения
ЛА в полете используют ся разные методы, сводящиеся к трем основным} 1)
счисления
пути,
основанный на получении линий (поверхностей) положения ЛА дискретным
или непрерывным суммированием во време ни его измеряемой скорости или ускорения,
2) позиционный (линий положения, или позиционных линий), к рым непосредственно
определяют линии (поверхности) положения ЛА без учета пройденного им расстояния
путем нахождения координат местоположения ЛА относительно известных наземных
ориентиров или небесных светил, 3) обзорно-сравнительный (ориентировка),
к рым определяют местоположение Л А либо путем сличения фактически наблюдаемой
картины местности по опознанным наземным ориентирам (зрительным, радио
локац , магнитным и др ) с географич картой или условной моделью местно
сти, либо путем счичения участка небес ного свода со звездной картой В
зави симости от специфики вождения различ ных видов ЛА, их класса и назначения,
районов их применения и характера маршрута комплексные системы H в отличаются
друг от друга по составу Выбор технич. средств H в. и ее методов производится
в соответствии с заранее разработанным штурманским планом.


Требования по обеспечению максимально
возможной безопасности возд движения в условиях возрастающей его интенсивности,
увеличения числа и протяженности возд авиалиний, дальнейшего воз растания
скоростей полета ЛА привели к созданию и внедрению автоматизиров комплексных
систем H в и управления возд движением


Лит Справочник авиационного
штурма на, под ред В И Соколова, M , 1957, К и р с т M А , Навигационная
киберне тика полёта, M , 1971 M M Райчев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я