НАБЛЮДЕНИЕ

НАБЛЮДЕНИЕ преднамеренное и
це ленаправленное восприятие обусловленное задачей деятельности H как специфически
человеческий акт принципиально отличается от различных форм просле живания
у животных Исторически H развивается как составная часть трудовой операции,
включающей в себя установле ние соответствия продукта труда его запланированному
идеальному образу. С усложнением социальной действительности и трудовых
операций H. выделяется в относительно самостоят, аспект деятельности (науч.
H., восприятие информации на приборах, H. как часть процесса художеств,
творчества и т. д.). С развитием науки H. становится всё более сложным
и опосредованным. Осн. требования к науч. H.- однозначность замысла, система
методов H., объективность, т. е. возможность контроля путём либо повторного
H., либо применения иных методов исследования, напр. эксперимента
то же время H. обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента).
На первый план всё больше выступает интерпретация результатов H., т. к.
в совр. науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых фактов, в
качестве к-рых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений (напр., кривая
на осциллографе, электроэнцефалограмма и т. д.).


Особую трудность представляет H. в
социальных науках, где результаты H. в большой мере зависят от личности
наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. В социологии и социальной
психологии в зависимости от положения наблюдателя различают простое (или
обычное) H., когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или
включённое) H., когда исследователь включается в определённую социальную
среду, адаптируется к ней и анализирует события как бы "изнутри". В психологии
изучению подвергается сам процесс H. Установлено, что качество H. обусловлено
в основном отношением к заданию и глубиной его осознания. В психологии
в качестве метода исследования применяется самонаблюдение (интроспекция),
являющееся частным случаем H. Наблюдательность как качество личности иногда
является врождённой чертой характера, но для её развития необходима определённая
направленность.


Лит.: Басов M. Я., Методика
психологических наблюдений над детьми, 3 изд., М.- Л., 1926; Роговин M.
С., Введение в психологию, M., 1969, гл. 6; Ядов В. А., Социологическое
исследование. Методология, программа, методы, M., 1972, гл. 4, § 1. M.
С. Роговин.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я