МЮНЦЕР

МЮНЦЕР (Muntzer, Mimzer) Томас (ок.
1490, Штольберг, Гарц,-27.5.1525, близ Мюльхаузена, Тюрингия), немецкий
революционер, идеолог народного течения в Реформации, один из главных
вождей восставшего крестьянства и гор. плебейства в Крестьянской войне
1524-26
в Германии. Принадлежал к образованнейшим людям своего времени.
Первоначально считал себя сторонником M. Лютера, но, будучи (с 1520)
проповедником в г. Цвиккау и выступая против францисканцев заодно с лютеранами,
фактически вёл эту борьбу с иных позиций. В развёртывавшихся с нач. 20-х
гг. рево-люц. событиях в Германии, в успехах там Реформации и в оживлении
в это же время оппозиц. движения в Чехии M. видел симптом начинающегося
общемирового социального и политич. переворота, направленного на установление
"царства божьего" на земле как строя социальной справедливости (такой переворот
пропагандировался в то время членами ряда нар. сект, особенно анабаптистами).
Посетив
летом 1521 Чехию, M. опубликовал там "Пражский манифест", в к-ром изложил
осн. положения своего революц. учения и понимания Реформации. M. призывал
трудовой народ горнорудных р-нов Чехии возродить революц. традиции
таборитов.
Но
в понимании сущности переворота он пошёл дальше таборитов, считая, что
этот переворот не только начнётся действиями " ревнителей бога" (т. е.
восставшим народом), но ими же будет завершён. В 1522 во время пребывания
в г. Нордхаузен (в Гарце) и в 1523-24 - в Алыцтедтв (Тюрингия) M. открыто
порвал с Лютером и со всем лагерем умеренно бюргерской Реформации. Во время
Крест, войны M. и его ученики (особенно из анабаптистов), хотя и немногочисленные,
были вдохновителями наиболее решительных выступлений. Разъезжая по Cp.
и Юго-Зап. Германии, M. повсюду распространял уст-но и в печатных памфлетах
свои призывы к борьбе, к-рые привлекали массы крестьян и гор. бедноты.
В близких M. кругах в кон. 1524 или в нач. 1525 была составлена наиболее
радикальная программа революц. действий -"Статейное письмо" (Artikelbrief).
События самого героич. этапа Крестьянской войны - восстания в Тюрингии
(апр.- май 1525) - развернулись, по словам Ф. Энгельса, вокруг величественной
фигуры M. и под его не-посредств. руководством (см. К. Маркс и Ф. Энгельс,
Соч., 2 изд., т. 7, с. 356). Поселившись в конце февраля (или начале марта)
1525 в г. Мюльхаузен (Тюрингия), M. возглавил там революц. власть и пытался
создать в Тюринго-Сак-сонском р-не единый центр всей Крест. войны. Однако
15 мая отряд M. потерпел в битве у г. Франкенхаузен поражение от объединённых
войск князей. M. был взят в плен и после мучительных пыток казнён.


Религ.-филос. учение M. было направлено,
как отмечал Энгельс, "...против всех основных догматов не только католицизма,
но и христианства вообще" (там же, с. 370). Оно представляло собой разновидность
пантеизма
и
приближалось к атеизму. По существу пантеизм M.-социальное учение: все
"творения" являются, по M., частями мирового целого и только в нём могут
существовать, из чего следует, что индивиды не могут иметь особых интересов,
отличных от интересов общества в целом. Реформация, по M.,-преобразование
мира на началах торжества общих интересов и революц. устранения злых "безбожников"
(т. е. угнетателей трудового народа). Социально-политич. программу Мюнцера
Энгельс характеризовал как близкую к коммунизму, как "гениальное предвосхищение"
будущего, как программу "...немедленного установления царства божьего на
земле...", под к-рым M., по словам Энгельса, "...понимал не что иное, как
общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых
различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам
общества и чуждой им государственной власти" (там же, с. 371). Этот далёкий
идеал будущего был у M. весьма фантастичным. Но M. утверждал, что будущий
строй наступит в результате революц. борьбы нар. масс против их господ
и угнетателей. Начало установления "общности иму-ществ" он связывал с устранением
феодалов и переходом всех материальных благ в руки трудящихся путём уравнит.
раздела земли и др. богатств между всеми тружениками. T. о., социально-поли-тич.
программа M. призывала крест, и плебейские массы к борьбе за их самые насущные
интересы, к антифеодальной революции.


Соч.: Schriften und Briefe, [Giitersloh],
1968; Politische Schriften. Manifeste. Briefe, Lpz., 1970.


Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война
в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; CMII-рин M. M.,
Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд.,
M., 1955; Ш т е к л и А., Томас Мюнцер, M., 1961; В е
s i n g M., Thomas Muntzer, Lpz., 1965; его же, Thomas Muntzer und der
Thuringer Aufstand 1525, В., 1966; Steinmetz M., Das Munt-zerbild von M.
Luther bis F. Engels, B., 1971. M. M. Смирин.



MЮНШ (Мunch) Шарль(26.9.1891, Страсбург,-6.11.1968,
Ричмонд, США), французский дирижёр и скрипач. Был концертмейстером Страсбургского
гор. оркестра (1919) и оркестра Гевандхауза в Лейпциге (1923). С 1932 жил
в Париже, где дебютировал как дирижёр. В 1935-38 руководил Парижским филармонич.
оркестром, в 1937-46-оркестром Общества Парижской консерватории. Первый
исполнитель в освобождённом от нем.-фащ. оккупации Париже "Песни освобождения"
Онеггера (1944) и 7-й симфонии Шостаковича (1945). С 1946 работал в США;
в 1949-62 руководил Бостонским оркестром. В последующие годы вёл интенсивную
деятельность как дирижёр-гастролёр; в 1956 и 1965 выступал в СССР. С 1967
возглавлял вновь созданный "Парижский оркестр". Яркая эмоциойальность,
глубокий интеллект, строгий вкус и исключительное по точности дирижёрское
мастерство сделали M, выдающимся интерпретатором MH. муз. произв. Пропагандист
и первый исполнитель сочинений совр. ему франц. композиторов (А. Онеггер,
А. Руссель, А. Дю-тийё, Ж. Ропарц и др.).


T. Мюнцер.

Соч. в рус. пер.: Я - дирижер, M., 1960.
E.
Я. Рацер.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я