МУХАММЕД

МУХАММЕД Мохаммед, в европ. лит-ре
часто Магомет, Магомед (ок. 570, Мекка,-8.6.632, Медина), религиозный проповедник
и политич. деятель, основатель ислама. Современных M. источников
о нём не сохранилось. Первая биография M. составлена Ибн Исха-ком (8
в.). Выходец из знатного, но обедневшего рода Бану-хашим из племени ку-оейшитов,
M. рано остался сиротой. Вначале пастух, затем приказчик, M. в Аравии и
за её пределами ознакомился с иудейско-христ. монотеизмом и нек-ры-ми др.
религ. и политич. учениями. Женитьба на богатой мекканской купчихе Хадидже
дала ему возможность посвятить себя исключительно религ.-этич. проблемам.
По преданию, ок. 609 (или 610) M., нередко проводившему MH. часы в аскетич.
бдениях на горе Хира (близ Мекки), в одну из ночей месяца Рамадан явился
архангел Гавриил (Джебраил) и начал открывать ему части хранящейся на небе
под престолом аллаха книги (араб. "Коран"), от имени аллаха возложив
на M. обязанность сообщать своим соотечественникам повеления всевышнего.
Сочувственная поддержка близких, особенно Хадиджи, стимулировала фанатичную
уверенность M. в истинности "богоданного" учения. Он с нетерпимостью стал
отвергать старые языческие верования, противопоставив им учение о всемогущем
едином боге. Проповедь строгого монотеизма, тесно связанная с ним универсальность
новой веры, провозглашавшей равенство всех своих последователей независимо
от их происхождения и родоплемен-ной принадлежности, незаурядные политич.
и организаторские способности самого M. - всё это нашло благоприятный отклик
у тех представителей меккан-ского общества (преимущественно его ср. слоев),
к-рые стремились к централизации и возвышению Аравии. Встретив вначале
сопротивление своему учению со стороны мекканской купеч. олигархии, M.
вынужден был вместе со своими приверженцами переселиться в Ясриб (позднее
- Медина)', день переселения M. и его сподвижников наз. хиджра
(обычно
ею считается 22 сент. 622). В 630- 631 мусульмане под рук. M. подчинили
Мекку, а затем и значит, часть др. р-нов Аравии. M., совмещая в своём лице
функции религ. и политич. лидера, стал главой нового исламского теократич.
гос-ва. Гробница M. в Медине стала второй (после Каабы в Мекке)
святыней ислама и местом паломничества мусульман. Лит. см. при ст.
Ислам.

M. А. Батунский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я