МУСОРГСКИЙ

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович [9
(21).3.1839, с. Карево, ныне Торопец-кого р-на Калининской обл.,- 16(28).3.
1881, Петербург], русский композитор, участник "Могучей кучки". Детские
годы провёл в имении родителей; в автобиографии M. писал: "...ознакомление
с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций
до начала ознакомления ещё с самыми элементарными правилами игры на фортепиано".
Шести лет M. начал заниматься музыкой под руководством матери. В 1849 поступил
в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852-56 учился в Школе гвардейских
подпрапорщиков. Одновременно брал уроки музыки у пианиста А. А. Герке.
В 1852 было издано первое произв. M.- полька для фп. "Подпрапорщик". В
1856-57 он познакомился с А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым
и
M. А. Балакиревым, к-рые оказали глубокое влияние на его общее и
муз. развитие. Под рук. Балакирева M. начал серьёзно заниматься композицией;
решив посвятить себя музыке, в 1858 ушёл с воен. службы. В кон. 50 - нач.
60-х гг. M. написал ряд романсов и инструм. произв., в к-рых уже проявились
своеобразные черты его творч. индивидуальности. В 1863-66 работал над оперой
"Саламбо" (по одно-им. роману Г. Флобера, не окончена), отличающейся драматизмом
народно-массовых сцен. К сер. 60-х гг. складывается мировоззрение M. как
художника-реалиста, близкого идеям революц. демократов. Обращаясь к актуальной,
социально заострённой тематике из нар. жизни, он создал песни и романсы
на слова H. А. Некрасова, T. Г. Шевченко, A. H. Островского и на собств.
тексты ("Калистрат", "Колыбельная Ерёмушки", "Спи, усни, крестьянский сын",
"Сиротка", "Семинарист" и др.), в к-рых проявились его дар бытописателя,
умение создавать ярко характерные человеческие образы. Богатством и сочностью
звуковых красок отличается симф. картина "Ночь на Лысой горе" (1867), созданная
по мотивам нар. сказок и легенд. Смелым экспериментом явилась неоконч.
опера M. "Женитьба" (на неизменённый текст комедии H. В. Гоголя, 1868),
вокальные партии к-рой основаны на непосредств. претворении интонаций живой
разговорной речи.


Все эти работы подготовили M. к созданию
одного из величайших его творений - оперы "Борис Годунов" (по трагедии
А. С. Пушкина). Первая редакция оперы (1869) не была принята к постановке
дирекцией имп. театров. После переработки "Борис Годунов" был поставлен
в петерб. Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями. В 70-х
гг. M. работал над грандиозной по замыслу "народной музыкальной драмой"
из эпохи стрелецких бунтов кон. 17 в. "Хованщина" (либретто M., начата
в 1872), идея к-рой была ему подсказана В. В. Стасовым, и комич. оперой
"Соро-чинская ярмарка" (по повести Гоголя, 1874-80). Одновременно создал
вокальные циклы "Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1875-77),
сюиту для фп. "Картинки с выставки" (1874) и др. В последние годы жизни
M. испытывал тяжёлую депрессию, вызванную непризнанием его творчества,
одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Умер он в бедности
в Николаевском солдатском госпитале. Неоконченная композитором "Хованщина"
была завершена после его смерти Римским-Корсаковым, над "Сорочинской ярмаркой"
работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и др. В 1896 Римским-Корсаковым была сделана
новая редакция "Бориса Годунова". В сов. время Д. Д. Шостаковичем заново
отредактированы и оркестрованы "Борис Годунов" и "Хованщина" (1959). Самостоят,
вариант завершения "Сорочинской ярмарки" принадлежит В.Я. Шебалину (1930).


Великий гуманист, демократ и правдолюбец,
M. стремился деятельно служить своим творчеством народу. С огромной силой
отразил он острые социальные конфликты, создал могучие, полные драматизма
образы восставшего и борющегося за свои права народа. Вместе с тем M. был
чутким психологом, знатоком человеческой души. В муз. драмах "Борис Годунов"
и "Хованщина" необычайно динамичные, красочные массовые нар. сцены сочетаются
с разнообразием индивидуальных характеристик, психологич. глубиной и сложностью
отд. образов. В сюжетах из отечественного прошлого M. искал ответа на животрепещущие
вопросы современности. "Прошедшее в настоящем - вот моя задача",- писал
он Стасову, работая над "Хованщиной". Как гениальный драматург проявил
себя M. и в произв. малой формы. Нек-рые из его песен представляют собой
подобие небольших драматич. сценок, в центре к-рых - живой и законченный
человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи и в мелодии
рус. нар. песни, M. создал глубоко оригинальный, выразительный муз. язык,
отличающийся острой реалистич. характерностью, тонкостью и многообразием
психологич. оттенков. Творчество его оказало большое влияние на многих
композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яна-чека, К. Дебюсси
и др. Портрет стр. 128.


Соч.: Литературное наследие, сост.
А. А. Орлова и M. С. Пекелис, [кн. 1 - 21, M., 1971-72.


Лит.: Стасов В. В., Собрание
статей о Мусоргском и его произведениях, M.- П., 1922; Мусоргский. [Статьи
и исследования], т. 1 -"Борис Годунов", M., 1930; M. П. Мусоргский. К 50-летию
со дня смерти. Статьи и материалы, M., 1932 (лит.); Туманина H., M. П.
Мусоргский, М.- Л., 1939; Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 3, M., 1954; Орлова
А., Труды и дни M. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества, M., 1963;
X у б о в Г., Мусоргский, M., 1969. Ю. В. Келдыш.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я