МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО вид
киноискусства, произведения к-рого создаются путём съёмки последовательных
фаз движения рисованных (графин, мультипликация) или объёмных (объёмная
мультипликация) объектов. M. к. не основывается на фотографич. фиксации
реальной действительности; для него существенны фантастика, художеств,
вымысел, поэтому иногда исследователи сближают его с изобразит, иск-вами
или считают самостоят, иск-вом, использующим кинематографич. технику. Графич.
мультипликация, являясь особой художественно условной формой отображения
действительности, обладает собств. выразит, средствами для изображения
фантастич. событий и действий. Объёмная мультипликация, уступая графической
в показе действия, отличается большей остротой изобразит, характеристик
персонажей. M. к. особенно близки требующие условности и исключит, остроты
выразит, средств - фольклор, сатира, притча.


Зачинатель графич. мультипликации -
художник-карикатурист Э. Коль (Франция, 1908). Однако попытки создания
комедийных графич. лент, демонстрировавшихся с помощью аппаратов, действующих
иначе, чем кинопроектор, предпринимались ещё до изобретения кинематографа
("Оптический театр" Э. Рено, 1892). В России первые объёмные мультфильмы
были поставлены в 1911- 1913 реж. В. А. Старевичем. В 20-е гг. в Зап. Европе
создавались экспериментальные абстрактные мультфильмы. В эти же годы в
США ставились мультфильмы, основывавшиеся на традициях комиксов. Здесь
разрабатывалась технология произ-ва мультфильмов, в т. ч. цветных. Большое
влияние на развитие M. к. 30-40-х гг. оказало творчество амер. режиссёра
У. Диснея. Крупных успехов добилось M. к. социалистических стран - Чехословакии
(мультфильмы И. Трнки, Г. Тырловой и др.), Польши (В. Герш, Я. Ленина),
Румынии (И. Попеску-Гопо), Болгарии (T. Динов), Югославии (т. н. загребская
школа - реж. Д. Вукотич, В. Мимица и др.).


Первые мультипликац. мастерские на
сов. киностудиях появились в сер. 20-х гг. Сов. мультипликаторы утверждали
M. к. как политически активное иск-во, обладающее большими воспитательными
возможностями, основанное на высокой графич. культуре. Особых успехов M.
к. 20-50-х гг. добилось в области фильмов для детей - фильмы И. П. Иванова-Вано,
M. M. Цехановского, M. С. Пащенко, А. Л. Птушко, Л. К. Атаманова, Л. А.
Амальрика, В. С. и 3. С. Брумберг и др. С сер. 50-х гг. на киностудиях
увеличивается произ-во мультфильмов для взрослых, расширяется круг тем,
жанров, изобразит, приёмов. С художе-ственно-значит. мультфильмами выступили
реж. Ф. С. Хитрук, С. И. Юткевич, А. Г. Каранович, А. Ю. Хржановский, Б.
П. Степанцев, P. А. Качанов, В. В. Бахтадзе, Э. А. Туганов и др.


Произ-во мультфильмов в СССР сосредоточено
на киностудии "Союзмультфильм" (осн. в 1936, Москва) и на киностудиях нек-рых
союзных республик.


Лит.: Гинзбург С., Рисованный
и кукольный фильм, M., 1957; Елизаров Г. К., Советская мультипликация.
Справочник, M., 1966; С а д у л ь Ж., Всеобщая история кино, пер. с франц.,
т. 1 - 2, 6, M., 1958 - 63; В е n а у о и n k R., Le dessin amibe apres
Walt Disney, [P.], 1961.

B. Л. Кузнецова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я