МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ инструменты,
обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически
организованные и фиксированные по высоте звуки или чётко регулированный
ритм. Каждый M. и. обладает особым тембром (окраской) звучания, а также
своими муз.-выразительными динамич. возможностями, определённым диапазоном
звуков. Качество звучания M. и. зависит от взаимосвязи материалов, применяемых
для изготовления инструмента и приданной им формы и может быть изменено
с помощью дополнительных приспособлений (напр., сурдины), различных
приёмов звукоиз-влечения (напр., пиццикато, флажолет).


M. и. принято делить на народные и
профессиональные. Народные M. и. могут быть самобытными, принадлежать лишь
одному народу, и "межнациональными", пользующимися распространением у разных
народов, связанных между собой этнической общностью или длительными историко-культурны-ми
контактами. Так, напр., бандура бытует только на Украине, пандури и чон-гури
лишь в Грузии, а гусли, сопель, жалейка, волынка одновременно у русских,
украинцев, белорусов; саз, тар, кеманча, дудук, зурна в Азербайджане и
Армении; в Узбекистане и Таджикистане одинаковы почти все инструменты.


В России издавна существовали ансамбли
нар. M. и. (гусляров, гудошников, домристов); во 2-й пол. 18 в. на основе
охотничьего рога были созданы роговые оркестры; в 70-х гг. большую известность
получили хоры пастухов-рожечников; особенно славился хор, организованный
H. В. Кондратьевым. В кон. 19 в. благодаря деятельности В. В. Андреева
и его ближайших помощников С. И. Haлимова, Ф. С. Пассербского, H. П. Фомина,
нек-рые рус. M. и. (балалайка, гусли и др.) были усовершенствованы или
реконструированы (домра) и на их основе созданы оркестры нар. инструментов.
Многовековую и многообразную в своих нац. формах нар. инструментальную
культуру имеют республики СССР. Здесь в сов. время созданы оркестры и ансамбли
нар. инструментов, ведётся большая работа по усовершенствованию нар. инструментария.


Профессиональными M. и. считаются инструменты,
составляющие симфонический (оперный), духовой и эстрадный оркестры. Почти
все проф. M. и. своими истоками уходят в нар. прототипы. Нар. M. и. в далёком
прошлом была скрипка, из простейшей нар. флейты создана современная, из
примитивного шалмея - гобой, и т. п.


Развитие M. и. непосредственно связано
с развитием человеческого общества, его культуры, музыки, исполнит, иск-ва
и техники пронз-ва. При этом одни M. и., благодаря особенности их конструкции,
веками сохранялись и дошли до нашего времени в первоначальном виде (напр.,
узб. каменные кастаньеты - кайрак), MH. др. подвергались совершенствованию,
третьи, оказавшиеся неспособными отвечать растущим муз. и исполнительским
требованиям, отмирали и на смену им приходили новые.


Наиболее отчётливо связь M. и. с творчеством
и исполнительством, отбор и совершенствование их прослеживается в области
проф. музыки, нежели в народной (где эти процессы протекают значительно
медленнее и где M. и. веками сохраняются в неизменном или мало изменившемся
виде). Так, в 15-16 вв. грубоватые и малоподвижные фидели (виелы) были
заменены нежными, матового тембра "аристократическими" виолами. В 17-18
вв. в связи с приходом на смену полифоническому стилю гомофонно-гармонического
и появлением музыки, требующей динамич. исполнения, виолы с их тихим звучанием
и аккордовой техникой игры постепенно заменили скрипка и её семейство,
обладающие ярким, выразительным звуком, богатой штриховой техникой и возможностями
для виртуозной игры. Одновременно с виолами вышла из употребления такая
же нежная по звучанию, но "безжизненная" продольная флейта, уступив место
более звучной и технически подвижной поперечной флейте. В это же время
в ансамблевой и оркестровой практике перестают применять европейскую лютню
и её разновидности - теорбу и китаррон (архилютню), в домашнем бытовом
музицировании лютню заменяют виуэлой, а затем - гитарой. К кон. 18 в. на
смену клавесину и камерному клавикорду пришёл новый клавишный инструмент
- фортепьяно.


Проф. M. и., в виду сложности их конструкции,
более, чем народные, зависят в своём развитии также от состояния точных
наук и техники произ-ва - наличия муз. ф-к и з-дов с их экспериментальными
лабораториями, конструкторскими бюро и квалифицированными специалистами
по инструментостроению. Исключение составляют инструменты скрипичного семейства,
требующие сугубо индивидуального изготовления. Усовершенствованные на основе
нар. образцов знаменитыми брешанскими и кремонскими мастерами 16-18 вв.
Гаспаро да Сало, Дж. Маджи-ни, H. Амати, А. Страдивари, Дж. Гварнери дель
Джезу и др.- они остаются непревзойдёнными по своим достоинствам. Наиболее
интенсивное развитие проф. M. и. происходило в 18-19 вв. Создание T. Бёмом
рациональной клапанной системы (первая модель появилась в 1832), применение
её сначала у флейты, а затем, в разных вариантах, на кларнете, гобое и
фаготе значительно расширило исполнит, возможности и повысило интонационную
чистоту и устойчивость строя деревянных духовых инструментов, позволило
композиторам шире и многообразнее использовать их в своём творчестве, способствовало
развитию сольно-концертного исполнит, иск-ва. Подлинную революцию произвело
появление в нач. 19 в. вентильной механики (см. Вентиль) у медных
духовых инструментов, превратившей их из т. н. натуральных M. и., с ограниченным
количеством звуков и отсюда ограниченными исполнит, возможностями, в хроматические,
способные, подобно деревянным духовым инструментам, воспроизводить любую
музыку. Коренное стилистическое изменение в музыке всех жанров для струнных
клавишных инструментов произошло с появлением молоточкового фортепьяно.
С изобретением радио стало возможным конструирование электрофонических
M.и. Для определения видов M. и. существуют различные системы классификации.
Общеизвестна 3-групповая система, по к-рой M. и. делятся на духовые, струнные
и ударные; в свою очередь, духовые подразделяются на деревянные (флейта,
гобой, кларнет, саксофон, сарюзофон, фагот и их разновидности) и медные
(труба, корнет, валторна, тромбон, туба, инструменты духового оркестра),
а струнные - на щипковые (арфа, лютня, гитара) и смычковые (семейства скрипок
и виол). К ударным M. и. относятся литавры, барабан, ксилофон, челеста,
гонг, тарелки и др. При научном изучении, особенно разнообразных нар. M.
и., применяют более полные и точные системы классификации. Среди них признанием
пользуется система, разработанная в нач. 20 в. австр. музыковедом Э. Хорнбостелем
и нем. музыковедом К. Заксом (основу к-рой положили во 2-й пол. 19 в. белы,
музыковеды Фр. Геварт и В. Ш. Маийон). Система Хорнбостеля - Закса построена
на двух признаках: источник звука инструмента и способ его извлечения.
По первому признаку M. и. делятся на самозвучащие (идиофоны или автофоны),
мембранные (мембранофоны), струнные (хордофоны) и духовые (аэрофоны). Источник
звука первых - сам материал, из к-рого сделан инструмент или его звучащая
деталь; вторых - натянутая упругая мембрана; третьих - натянутая струна;
четвёртых - столб воздуха, заключённый в канале ствола (трубки). По способу
извлечения звука самозвучащие подразделяются на щипковые (варган), фрикционные
(краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники), ударные (ксилофон, тарелки,
кастаньеты); мембранные - на фрикционные (бугай), ударные (барабан, литавры);
струнные - на щипковые (балалайка, арфа, гитара), смычковые (кеманча, скрипка),
ударные (цимбалы); духовые - на флейтовые (все виды флейт), язычковые (зурна,
гобой, кларнет, фагот), мундштучные (трубы и рога). Дальнейшее деление
производится по особенностям конструкции инструмента. Так, напр., флейты
делятся на продольные (открытые и свистковые), поперечные и многоствольные;
струнные на клавишно-щипковые (спинет, клавесин) и клавишно-ударные (фортепьяно,
клавикорд) и т. д.


Среди совр. M. и. особую группу составляют
электрические, источником звука к-рых служат генераторы колебаний звуковой
частоты. Эти инструменты подразделяются в основном на две подгруппы: электронные
(собственно электроинструменты) и адаптированные, т. е. инструменты обычного
типа, снабжённые усилителями звука (электрогитара, электробалалайка, туркменский
электродутар).


См. также ст. Оркестр и статьи
об отдельных M. и. (народных и профессиональных)

Лит.: 3 а к с К., Современные
оркестровые музыкальные инструменты, пер. с нем., M., 1932; Беляев В. M.,
Музыкальные инструменты Узбекистана, M., 1933; его же, Народные музыкальные
инструменты Азербайджана, в сб.: Искусство азербайджанского народа, М.-
Л., 1938; А г а-жанов А., Русские народные музыкальные инструменты, M.
- Л., 1949; Я м-польский И. M., Русское скрипичное искусство. Очерки и
материалы, [ч. 1], M.- Л., 1951; Виноградов В. С., Киргизская народная
музыка, Фрунзе, 1958; Ж и-н о в и ч И. И., Государственный белорусский
народный оркестр, Минск, 1958; Струве Б. А., Процесс формирования виол
и скрипок, M., 1959; Ч у л а к и M., Инструменты симфонического оркестра,
2 изд., M., 1962; Верткое К., Б л а г о д а-тов Г., Язовицкая Э., Атлас
музыкальных инструментов народов СССР, Л., 1964 (лит.); Б ер о в Л. С.,
Молдавские музыкальные народные инструменты, Киш., 1964; Г у меню к А.
I., Украшьск! на-родн! музичн! !нструменти, Кшв, 1967 (лит.). К. А.
Верткое, С. Я. Левин.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я