МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ система
подготовки профессионалов в области муз. иск-ва - композиторов, музыковедов,
исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижёров хора и оркестра) и
педагогов. M. о. зародилось в странах Др. Востока. Музыке отводилось
большое место в придворных и ритуальных церемониях, воен. парадах и походах,
нар. празднествах и др. Развитие M. о. в Др. Греции определялось высоким
уровнем её муз. культуры.


В большинстве европ. стран в период
раннего средневековья M. о. было связано гл. обр. с христианской церковью.
Центрами M. о. в Зап. Европе начиная с 4 в. являлись певческие школы при
монастырях и соборах, затем ун-ты (в Париже с 1200, в Праге с 1348, и др.),
бывшие первоначально учреждениями церковно-просветит. характера. В 15 в.
получили распространение метризы (в Нидерландах и во Франции) - хоровые
школы с интернатами, из к-рых вышли крупнейшие представители полифонич.
муз. иск-ва (Орландо Лассо, Гийом Дюфаи и др.). С развитием рыцарского
муз. иск-ва и муз. культуры городов возникли певческие об-ва и школы мейстерзингеров,
цехи
музыкантов-инструменталистов; приобрела значение и пед. деятельность вольных
учителей музыки. С эпохи Возрождения усилилось светское направление в муз.
иск-ве и связанная с этим подготовка кадров инструменталистов и певцов
для придворных театров и оркестров. Важное значение для формирования творческих
школ и развития M. о. имела пед. практика известных композиторов и теоретиков
музыки.


С 17 в. начался новый этап в истории
M. о. зап.-европ. стран. В Италии оно сосредоточивалось гл. обр. в сиротских
приютах, называвшихся консерваториями. Первые консерватории как
высшие уч. заведения основаны в Париже (1795) и Праге (1811), в 19 в. они
были организованы во MH. крупных городах Европы и Сев. Америки. Помимо
высших муз. уч. заведений, возникла широкая сеть муз. уч-щ, частных муз.
школ и студий.


Древнейшими очагами M. о. на Руси были
школы богослужебного пения, а также певческие хоры ("крылосы"), возникшие
в 11 в. в Смоленске, Новгороде, Владимире и в др. городах. В последующие
века наряду с духовной музыкой получили развитие нар. муз. творчество и
исполнительство, а также светская музыка, к-рая стала неотъемлемой частью
быта княжеской и боярской знати; значит, внимание уделялось и ратной музыке.
Во 2-й пол. 17 в. в связи с растущим интересом к муз. "заморским потехам"
в Россию приглашались иностранные органисты и др. музыканты для обучения
выходцев из народа и любителей музыки из дворян игре на различных инструментах
и пению. В нач. 1670-х гг. в Москве создан придворный театр, в к-.ром участвовали
дворовые боярина А. С. Матвеева - воспитанники организованной им первой
в России муз ..-театральной школы (1673). При Петре I была выписана из-за
границы большая группа музыкантов для воен. духовых оркестров и обучения
игре на различных инструментах солдатских детей и певчих. Большую роль
в придворной муз. жизни играл переведённый из Москвы в Петербург хор "государевых
певчих дьяков". Рост муз. культуры в 1-й пол. 18 в., создание придворных
муз. учреждений (оперный театр, придворная капелла, оркестр) обусловили
орг-цию новых форм профессионального М.о.(напр., учреждены "Инструментальный
класс" в Петербурге и певческая школа в Глухове в 1741 для пополнения придворной
капеллы). В 1779 в Петербурге открылась первая в России спец. школа сценич.
и муз. иск-ва-Театральное уч-ще. В кон. 18 в. преподавание музыки было
введено в женских уч. заведениях и в воспитат. домах. Обучению музыке уделялось
большое внимание и в Шляхетском корпусе, Моск. ун-те, Смольном ин-те и
др. уч. заведениях Москвы и Петербурга. В 1-й пол. 19 в. организован ряд
спец. муз. школ (напр., "Музыкальный класс" Д. Кашина в Москве). В 60-е
гг. основаны первые консерватории - Петербургская (1862) и Московская (1866).
Во 2-й пол. 19 в. ив нач. 20 в. открылись муз. уч-ща при отделениях императорского
Русского
музыкального общества',
в Москве, Петербурге и нек-рых др. городах
организованы общедоступные муз. уч. заведения, именуемые нар. консерваториями
(напр., Бесплатная муз. школа, созданная по инициативе M. А. Балакирева
и руководимая им с 1862 до нач. 70-х гг. и затем в 1881-1908). С каждым
годом росло количество частных муз. школ.


Становление и развитие M. о. в России
в этот период связано с деятельностью Московской и Петербургской консерваторий,
в к-рых преподавали их основатели А. Г. Рубинштейн (в Петербурге) и H.
Г. Рубинштейн (в Москве), а также П. И. Чайковский, H. А. Римский-Корсаков,
А. К. Глазунов, А. К. Лядов, M. M. Ипполитов-Иванов, С. И. Танеев, A. H.
Скрябин, H. Я. Мясковский, Б. В. Асафьев и др.


За годы Сов. власти была создана гос.
система M. о.: нач. муз. школы с 7-летним курсом обучения; муз. уч-ща с
4-летним курсом, готовящие профессионалов со средним M. о.; средние спец.
муз. школы при консерваториях с 11-летним курсом; муз. вузы - консерватории,
муз.-пед. ин-ты и ин-ты искусств - с 5-летним курсом. В крупнейших консерваториях
и ин-тах имеется аспирантура и ассистентура. В 1973 в СССР было ок. 7 тыс.
нач. муз. школ, 242 муз. уч-ща, 36 ср. спец. муз. школ, 30 муз. вузов.
В нач. муз. школах обучалось св. 1 млн. уч-ся, в училищах-св. 105 тыс.,
в средних спец. муз. школах - OK, 14 тыс., в вузах (ф-тах) - 22,3 тыс.
Кроме того, подготовку преподавателей музыки и пения для оощеобразоват.
школ осуществляли 46пед. ин-тов и 92 пед. уч-ща. Муз. уч. заведения открыты
не только в крупных, но и в небольших городах и сельских местностях.


Нач. муз. школы имеют целью приобщить
детей к музыке, обучить их игре на к.-л. инструменте, дать знания элементарной
теории музыки, развить муз. слух и выявить данные для дальнейшей профессионализации.
Наиболее способные уч-ся, желающие продолжить M. о., могут поступать в
муз. уч-ща. В средних спец. муз. школах при муз. вузах обучаются музыкально
одарённые дети. Муз. уч-ща готовят пианистов, оркестрантов (симфонич. оркестра
и оркестра нар. инструментов), хоровых певцов, учителей муз. школ по фортепиано,
оркестровым инструментам, теории музыки и сольфеджио, хоровому пению, преподавателей
музыки для общеобразоват. школ и художеств, самодеятельности. Наиболее
одарённые выпускники уч-щ поступают по конкурсу в консерватории и ин-ты.
Муз. вузы готовят профессионалов высшей квалификации по всем специальностям
M. о.: композиторов, музыковедов, исполнителей, педагогов по различным
дисциплинам для муз. уч-щ и средних муз. школ.


Уч. планами средних и особенно высших
муз. уч. заведений предусматриваются широкая общенаучная и муз.-теоретич.
подготовка уч-ся, глубокое изучение ими рус., сов. и зарубежного муз. иск-ва
и овладение проф. мастерством.


Значит, вкладв развитие сов. M. о.
внесли
Московская консерватория, Ленинградская консерватория, Киевская
консерватория , Музыкально-педагогический институт
им. Гнесиных и др.
муз. вузы (за годы Сов. власти они созданы во всех союзных республиках),
крупнейшие деятеля сов. муз. культуры M. M. Ипполитов-Иванов, А. Ф. Гедике,
А. Б. Гольденвейзер, К. H. Игумнов, Б. В. Асафьев, Л. В. Николаев, H. Я.
Мясковский, С. M. Козолупов, Г. Г. Нейгауз, С. E. Фейнберг, В. В. Софроницкий,
И. В. Способин, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Ф. M. Блумен-фельд, P. И.
Грубер, С. С. Богатырёв, А. И. Ямпольский, M. И. Табаков, У. Гаджибеков,
3. П. Палиашвили, А. А. Спендиаров, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский
и др.


Для муз.-эстетич. воспитания сов. людей
в СССР создана сеть учреждений общего M. о.: школы общего M. о., дет. филармонии
и хоровые студии, нар. ун-ты и т. д., а также различные муз. коллективы
художеств, самодеятельности при внешкольных и клубных учреждениях. Предмет
"музыка" включён в уч. план 1-8-х классов средних общеобразоват. школ.


Крупнейшие центры M. о. за рубежом:
в социалистич. странах - Берлин, Лейпциг, Будапешт, Бухарест, Варшава,
Прага, София; B капиталистич. странах: Бостон, Нью-Йорк, Вена, Кёльн, Лондон,
Мадрид, Париж, Рим и др.

А. А. Николаев, В. В. Суханов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я