МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА в широком
философско-эстетич. смысле слова - комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных
выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно-художеств.
содержание. При примате последнего форма не пассивна, но обладает собственной
имманентной логикой, исторически -развивающимися закономерностями. Существенную
роль при этом играют нац. и социальные корни той культуры, на основе к-рой
складываются нормы муз. языка - важнейшего компонента формы в этом её понимании.


В узком смысле слова M. ф.- это композиционный
план муз. произведения, его строение. Хотя в каждом отд. произведении они
различны, существуют исторически детерминированные типовые нормативы муз.
форм: напр., период, простая и сложная двухчастная форма и трёх-частная
форма, форма рондо, сонатная форма и др. Мельчайшая смысловая и
структурная единица муз. формы - мотив, а её начальный целостный компонент
- муз. тема. Соотношение тем, тип их развития (во многих случаях
тип развития единственной темы) создают основу, на к-рой зиждется композиц.
план муз. произведения. Существует ряд фундаментальных принципов формообразования.
Это изложение тематич. материала, его точное или видоизменённое (варьированное)
повторение, его продолжение, его разработка, сопоставление с новым, зачастую
контрастирующим материалом. Важную роль играет принцип репризы - повторения
ранее изложенного материала после раздела, заключающего в себе развитие
старого или изложение нового материала. Принципы формообразования могут
взаимодействовать: напр., продолжающее развитие может сочетаться с вариантным,
а контрастирующий материал зачастую обнаруживает родство с ранее изложенной
темой и т. д.


Виднейший сов. муз. учёный Б. В.Асафьев
сформулировал положение о двух сторонах M. ф. Создаваясь во времени, она
всегда представляет собой процесс, в ходе к-рого и появляются отд. темы,
осуществляется их развитие, сопоставление с др. темами и т. д. В этом заключается
одна из сторон M. ф.- процессуальная. В итоге возникает определённая структура,
к-рая состоит из ряда разделов, соответствующих отд. этапам процесса формообразования.
Возникновение такой стабильной, дискретной структуры составляет существо
второй стороны формы - "кристаллической". В течение многих десятилетий
как в зарубежном, так и в рус. теоретич. музыкознании изучалась только
эта сторона формы. После выхода в свет книги Асафьева "Музыкальная форма
как процесс" (1930-47) советская теоретическая школа стала трактовать M.
ф. в единстве обеих её сторон, при этом она рассматривает процесс формообразования
как процесс содержательный, раскрывающий в конечном итоге художественно-эстетич.
идею муз. произведения.


Лит.: Скребков С. С., Анализ
музыкальных произведений, M., 1958; M а з е л ь Л. А-, Строение музыкальных
произведений, M., 1960; Цуккерман В., Музыкальные жанры и основы музыкальных
форм, M., 1964; Музыкальная форма, M., 1965; M а з е л ь Л. А., Цуккерман
В. А., Анализ музыкальных произ-ведений, ч. 1, M., 1967; Вопросы музыкальной
формы, в. 1, 2, M., 1967 - 72; Асафьев Б. (Игорь Глебов), Музыкальная форма
как процесс, [кн. 1 - 2, 3 изд.J, Л., 1971; Способин И-, Музыкальная форма,
5 изд., M., 1972. В. П. Бобровский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я