МУЗЕИ

МУЗЕИ (греч. museion - место,
посвящённое музам, храм муз, от musa - муза), научные, научно-просветительные
учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию
памятников естеств. истории, материальной и духовной культуры - первоисточников
знаний о развитии природы и человеческого общества. M. сосредоточивают
в своих фондах гл. обр. предметы вещественные и изобразит., в т. ч. произведения
искусства, вместе с тем в M. хранятся и письменные источники (рукописные
материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего
времени, представляющие историческую ценность).


Для большинства совр. M. характерно
единство исследовательских и образова-тельно-воспитат. функций. Специфич.
формы науч. популяризации и воспитат. деятельности M. -экспозиция, выставка.


Совр. науч. классификация M. различает
их по типам и профилям. Тип M. определяется его основным обществ, назначением.
В соответствии с этим признаком M. делятся на исследовательски-научно-
просветительные (абсолютное большинство M.; иногда их называют публичными,
массовыми); исследовательские, являющиеся своеобразными лабораториями при
н.-и. ин-тах, и у ч е б-н ы е. Профиль M. определяется его отношением к
определённой отрасли производства, науки, искусства. По профилям M. разделяются
на исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные,
технические. Внутренняя специализация наук, искусств, производств находит
отражение в профилировании M. Так, к историч. профилю относят M. общеисторические,
историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические
и др. (см. Исторические музеи)', к искусствоведческому - M. изобразит,
искусства, прикладного искусства (см. Художественные музеи), театральные
музеи, музыкальные музеи
и др.; к техническому - политехнические, технические
отраслевые (связи, транспорта и др.); к естественнонаучному - зоологические
музеи, ботанические музеи,
геологические и др. Особую группу составляют
мемориальные
музеи.
Кроме M. указанных основных профилей, существуют и комплексные
M. Наибольшее распространение имеет сочетание историч. и естественнонаучной
специализаций, определяемое для локальных M. как краеведческий профиль
(см. Краеведческие музеи).


История возникновения M. как своеобразных
обществ, институтов, удовлетворяющих потребности политич., науч., культурного,
экономич. характера, уходит в глубокую древность. Предшественники M. появились
на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники,
взятые из природы и обществ, жизни, стали сохраняться не в утилитарных
хозяйств, целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные
свидетельства и эстетич. ценности. Таковы, напр., хранилища Кносского дворца
на Крите (16 в. до н. э.), Дворец ванов и Архив иньских оракулов (Китай,
13-12 вв. до н. э.), Библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н. э.) и др.
В антич. эпоху храмы, а затем и частные коллекции (с 3 в. до н. э.) сосредоточивали
преим. произведения искусства (галереи Варреса, Суллы, коллекции Сервилия,
Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др.). Разнообразные собрания хранились
в визант. соборах и монастырях, а затем (с 13в.) в средневековых соборах
Франции, Италии, Германии и др. стран (предметы, принадлежность к-рых приписывалась
"священным лицам" нового христ. пантеона, церковная утварь, иконы, рукописи
и т. п.). К эпохе Возрождения относится появление в Европе M., к-рым были
уже присущи нек-рые науч. функции, что было связано, в частности, с Великими
геогра-фич. открытиями, а также с потребностями развивающихся наук и производства.
Коллекционировались образцы животного и растит, мира, минералы, геодезич.
и астрономич. инструменты (< философские инструменты"), предметы, представляющие
этнографич. интерес. Большую популярность приобретали дворцовые собрания
- кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуралиен-кабинеты, в к-рых сосредоточивались
естественнонауч., этнографич. и историко-художеств. редкости. Появились
и первые описания M., а также музеологич. теоретич. сочинения. К этому
же времени относятся собрания памятников антич. искусства во Флоренции
(Л. Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в. ), Дрездене (Августа
Саксонского, 16 в.) и др. В 17-18 вв. формируются многочисл. частные коллекции
- исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие,
многие из к-рых частично в 18 в., а гл. обр. в 19 в. легли в основу
гос. нац. M. (см. также ст. Коллекционирование).


В период капитализма усиливаются объективные
потребности в развитии M., росте музейной сети с образовательно-воспитат.
и науч. функциями. Вместе с тем M. всё активнее используются господствующими
классами в целях пропаганды бурж. идеологии. Наиболее развитой сетью M.
в капиталистич. странах располагают (на нач. 1970): США (ок. 2000 M.),
Италия (св. 1200), Франция (ок. 1000), Великобритания (св. 900), ФРГ (св.
800).


В России M. имеют многовековую историю.
В источниках 12-17 вв. содержатся многочисл. сведения о хранении историч.
и художеств, ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде.
К 15-17 вв. относится формирование собрания Оружейной палаты и хранилища
памятников Патриаршей ризницы в Москве. Известны также коллекции 16-17
вв., принадлежавшие Ивану IV, Б. Годунову, Ф. С. Милославско-му, А. С.
Матвееву, В. В. Голицыну. В 1719 открылся первый рус. публичный M.- Кунсткамера
в
Петербурге, в основе к-рой лежали коллекции Петра I. С переходом Кунсткамеры
в ведение Академии наук M. превратился в крупное науч. учреждение. В течение
2-й пол. 18- 19 вв. возникли первые местные M. в Иркутске (1782), Барнауле
(1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийского историч.
M. (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; собрания, непосредственно
связанные с произ-вом (модель-камеры, натуральные кабинеты Вольного экономич.
общества, превратившиеся в нач. 19 в. в M.); создавались историко-археологич.
M. в Николаеве (1806), Одессе (1825), Петербурге (Румянцевский M., 1831)
и др.


Особенно быстро музейная сеть росла
с сер. 19 в. M. возникали при статистич. комитетах, земствах, учёных архивных
комиссиях, науч. обществах, ун-тах. Развитие с. х-ва и промышленности вызвало
появление Сельскохозяйственного музея в Петербурге (1859), Политехнического
музея
в Москве (1872), кустарных отделов в местных M. Рост национального
самосознания, развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской
галереи
(1856), Российского историч. музея (1872), Русского музея (1898)
и др. Всего к октябрю 1917 функционировало св. 150 M. (без войсковых, церковно-археологических).
MH. музейные ценности находились в частных собраниях, малодоступных даже
для учёных и специалистов. Ведомственная разобщённость, отсутствие единого
музейного законодательства, разнобой в научно-методич. области тормозили
развитие музейного дела.


M. в С С С P. Сов. гос-во превратило
M. во всенародное достояние. Правительств, распоряжениями, декретами, постановлениями
CHK РСФСР 1917-18 были национализированы крупнейшие частные M., установлен
порядок охраны M. и памятников, регистрации и принятия их на гос. учёт,
запрещён вывоз произведений искусства за рубеж (декрет от 19 сент. 1918).
В ноябре 1917 в Нар-компросе РСФСР была создана Всероссийская коллегия
по делам музеев и охраны памятников, в мае 1918 - Музейный отдел (в 1921
вошёл в состав Главнауки), в ведение к-рого перешли все M. На местах были
созданы губернские подотделы по делам M. К науч. руководству M. были привлечены
АН, Социалистич. академия материальной культуры. 3-й съезд Советов в январе
1918 принял постановление о развитии музейного дела в стране. В соответствии
с ленинской концепцией культурной революции в постановлении подчёркивались
значение сохранения культурного наследия, необходимость превратить культурные
ценности "в музеи для общенародного пользования и сделать их источником
воспитания". В программе, принятой на 8-м съезде РКП(б) в марте 1919, записано:
"Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные
на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном
распоряжении эксплуататоров". Создание единой гос. музейной сети сопровождалось
быстрым ростом числа M., появлением M. новых профилей, прежде всего историко-революционных.
Уже в 1920 насчитывалось 394 M. Только за 1918- 1923 было создано более
250 M.


В 1941 в СССР действовал 991 гос. M.
Несмотря на огромный урон, нанесённый M. в областях, временно оккупированных
фашистами в годы Великой Отечеств, войны 1941-45, в послевоен. годы сеть
M. была не только восстановлена, но и расширена. Особенно показателен рост
сети M. в союзных республиках, где до Окт. революции 1917 имелись единичные
M. либо вообще их не было (в Груз. CCP было 3 M., в 1972-75 M.; в Арм.
CCP был 1 M., в 1972 - 34 M.; в Узб. CCP было 3 M., в 1972-28 M.; в Азерб.
CCP не было M., в 1972-38 M. и т. д.). В 1972 (на конец года) функционировали
1190 гос. M. и тысячи школьных и народных музеев, созданных и работающих
на обществ, началах. В числе гос. M. 511 крае-ведч., 199 историко-революц.
и историч., 171 искусствоведческий, 36 естественнонауч., 242 мемориальных.
Все материалы музейного значения входят в состав Музейного фонда СССР.


Министерства культуры, в ведении к-рых
находится большинство гос. M., определяют общие принципы развития M. Вопросы
теории и основы научной методики деятельности M. разрабатываются методич,
центрами при мин-вах культуры союзных республик, головных M. и Отделе музееведения
НИИ культуры Мин-ва культуры РСФСР. Сов. M, ведут большую исследоват. и
воспитат. работу комплектуют и изучают коллекции, создают науч. документацию,
обеспечивают режим хранения и реставрацию музейных предметов, издают монографии,
каталоги, путеводители, публикации первоисточников; основной формой пропаганды
науч. знаний явллются экспозиции, создаваемые на базе марксистско-ленинской
методологии и науч, методики, разрабатываемой сов. музееведением. В
соответствии с постановлением ЦК КПСС "О повышении роли музеев в коммунистическом
воспитании трудящихся" (май 1964) сов. M. активно осуществляют научно-просветит.
образоват. деятельность в разнообразных формах. Важнейшей формой работы
с посетителями M. является проведение экскурсий.
В 1972 только в
гос. M. страны число посещений составило св. 115 млн. (в 1913-5 млн.).


Обширна и разнообразна музейная сеть
в др. социалистич. странах, причём бурный рост M. характерен именно для
эпохи строительства социализма и отражает общий подъём культуры, стремление
нар. гос. власти к всемерному использованию науч. и культурных богатств
для осуществления культурной революции. Так, по данным кон. 60-нач. 70-х
гг., в ГДР насчитывалось 552 M., в ЧССР - 416, в ПНР - 335, в НРБ - 146,
в ВНР - 185, в CPP - 293, в СФРЮ - 302 M.


Развивающиеся страны Азии и Африки,
освободившиеся от колониальной зависимости, создают нац. музейную сеть,
призванную содействовать охране науч. и культурно-историч. ценностей, развитию
нац. самосознания, культуры и образования народа.


В нач. 70-х гг. в мире насчитывалось
св. 12 тыс. музеев. M. мира объединяются между нар. организациями. В составе
ЮНЕСКО имеется Междунар. совет музеев (ИКОМ). В совет входят нац. комитеты
музеев, в т. ч. Советский комитет.


О крупнейших M. си. отдельные статьи,
сведения о M. содержатся также в статьях о странах, сов. союзных и автономных
республиках, авт. областях и нац. округах, краях и областях, столицах и
др. адм. центрах.


Лит.: История музейного дела
в СССР, [в. 1], "Труды НИ ин-та музееведения", 1957, в. 1; Очерки истории
музейного дела в России, в. 2-3, M., 1960-61; Вопросы истории музейного
дела в СССР, в. 4, "Труды НИ ин-та музееведения", 1962, в. 7; Очерки истории
музейного дела в СССР, в. 5, "Труды НИ ин-та музееведения", 1963, в. 9;
Очерки истории музейного дела в СССР, в. 6 - 7, M., 1968 - 71; Основы советского
музееведения, M., 1955; Роль музеев в коммунистическом воспитании трудящихся,
M., 1966; Список государственных музеев СССР, M., 1969; Handbuch der Museen
und wissen-schaftlichen Sammlungen in der DDR, hrsg. von H. A. Knorr, Halle/Saale,
1963; L о-г еn t z St., Przewodnik po muzeach i zbiorach w Polsce, Warsz.,
1971; Museums and galleries in Great Britain and Northern Ireland, L.,
1960-68; P о i s s on G., Les musees de France, [2 ed.], P., 1965;
Handbook of American museums. Wash.. 1932; "Museum", UNESCO, P., 1948-.
A.
M. Разгон.




Архитектура музеев. Первыми
зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были
гл. обр. дворцовые галереи 17-18 вв. (напр., Малый Эрмитаж в Петербурге,
1764-67, арх. Ж. Б. M. Валлен-Деламот; илл. см. т. 4, стр, 263) и кунсткамеры
(напр., Кунсткамера в Петербурге, 1718-34, арх, Г. И. Маттарнови и др.;
илл. см. т. 14, табл. XXII, стр. 320-321). Особый тип музейного здания
сложился в 19 в. (Старый музей в Берлине. 1824-28, арх. К. Ф. Шинкель;
илл. см. т. 6, табл VIII, стр. 384-385), Как и во дворцах, часто приспособлявшихся
для M. (Лувр; илл, см. т. 2, табл, XXVIII, стр. 256-257), в этих зданиях
залы обычно располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутр. дворов.
Со 2-й пол. 19 в. M. обычно строили как комплекс экспозиционных залов,
запасников, библиотеки, аудитории и т. д.; фасадам придавался парадный
облик в классицистич. или нац. стиле, а интерьеры нередко отделывались
в стиле экспонируемых предметов. С сер. 20 в. объёмно-планировочные решения
зданий M. стали чаще и более органично связываться со спецификой коллекций,
нац. традициями и климатич. условиями, гра-достроит. ситуацией. Напр.,
музей В. Лембрука в Дуйсбурге (1964, арх. M. Лембрук) состоит из 2 зданий,
ограничивающих дворик для экспозиции скульптуры на открытом воздухе: в
одном из зданий-экспозиция произв. скульптора В. Лембрука, в другом - помещение
для периодич. выставок скульптуры 20 в.; новое здание Историч. музея в
Ганновере (1967, арх. Д. Эстерлен) включает руины ср.-век. крепости, его
малая этажность и уступчатый план подчинены пространств, построению ср.-век.
улицы. Общая черта архитектуры совр. M.- гибкость использования внутр.
пространства, возможность трансформации осн. помещений и их последующего
расширения. Преобладают M. с расположенным в центре здания многосветным
залом, объединяющим этажи экспозиции (филиал Центр, музея В. И. Ленина
в Ташкенте, 1970, арх. E. Г. Розанов, В. H. Шестопалов и др., инж. В. П.
Кричевский и др.). Планировка новых зданий M. нередко представляет возможность
как последо-ват. ознакомления со всей экспозицией, так и выборочного осмотра
отд. разделов (Антропологич. музей в Мехико, 1965, арх. П. Родригес Васкес,
P. Михарес). Часто создаются пространств, эффекты, активизирующие восприятие
коллекций; разнообразятся методы группировки и выделения экспонатов с помощью
выгородок, смещения этажей, контрастного сочетания пространств, различных
по конфигурации, высоте и освещённости. Важную роль в визуально-пространств.
организации экспозиц. помещений совр. M. играют комбинированные системы
естеств. и искусств, освещения. Совр. мемориальный M. нередко является
сложным комплексом, состоящим из собственно мемориальной зоны, где природное
окружение становится активным фор-мообразующим фактором, и здания для размещения
экспозиции, архит. формы к-рого образно раскрывают её осн. идею и содержание
(напр., мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе,
1961-67,
арх. О. H. Закаменный и др., скульпторы Л.В. Буковский, Я.Заринь,О.Скарайнис).
Распространён и др. тип: на терр. мемориальной зоны или вблизи от неё возводится
нейтральное по архитектуре здание (павильон) с экспозиц. помещениями (памятник-музей
В. И. Ленина "Шалаш" около пос. Разлив, близ Ленинграда: гранитный памятник-шалаш,
1927, арх. А, И, Гегелло; илл. см, т. 6, стр. 175; павильон-музей - гранит,
мрамор, стекло, 1964, арх. В.Д. Кирхоглани и др.). В т.н. музеях под открытым
небом связь памятников архитектуры с природным окружением - основополагающий
принцип, Для их размещения выбираются участки, наиболее отвечающие представлению
о характерном нац. пейзаже. Пространственная композиция терр. M. не только
преследует цель этнографически точного воспроизведения традиц. для того
или иного народа приёмов планировки деревень, жилых усадеб, культовых,
оборонит, и др. сооружений, но и предусматривает возможность отдыха посетителей;
экспозиц. помещениями служат обычно сами памятники архитектуры (Латв. этнографич.
музей под открытым небом близ Риги; Музей-заповедник нар. деревянного зодчества
и этнографии Карел. АССР на о. Кижи).


Лит.: Новые музеи (Обзор), M.,
1973 [Центр научно-технической информации по гражданскому строительству
и архитектуре. Серия "Общественные здания"]; В г a W-п е M., Neue Museen,
Stuttg., 1965.

В. И. Ревякин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я