МОЦАРТ

МОЦАРТ (Mozart) Вольфганг Амадей
(27.1.1756, Зальцбург,-5.12.1791, Вена), австрийский композитор. Среди
величайших мастеров музыки M. выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего
дарования, необычностью жизненной судьбы - от триумфов вундеркинда до тяжёлой
борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью
художника, к-рый предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной
службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества,
охватывающего почти все жанры музыки.


Игре на музыкальных инструментах н
сочинению M. обучил его отец - скрипач и композитор Л. Моцарт. С 4-лстнего
возраста M. играл на клавесине, с 5- 6 лет начал сочинять (в 8-9 лет M.
создал первые симфонии, а в 10-11- первые произв. для муз. театра). В 1762
начались гастроли M. и его сестры - пианистки Марии Анны в Германии, Австрии,
затем во Франции, Англии, Швейцарии. M. выступал как пианист, скрипач,
органист, певец. В 1769-77 отслужил концертмейстером, в 1779-81 органистом
при дворе зальцбургского князя-архиепископа. Между 1769 и 1774 совершил
три поездки в Италию; в 1770 был избран чл. Филармонич. академии в Болоньс
(у руководителя академии падре Мартини брал уроки композиции), получил
в Риме от папы орден Золотой шпоры. В Милане M. дирижировал, своей оперой
"Мнтридат, царь понтийский". К 19 годам композитор был автором 10 муз.-сценич.
сочинений: театр, оратории "Долг первой заповеди" (1-я ч., 1767, Зальцбург),
лат. комедии "Аполлон и Гиацинт" (1767, Зальцбургский ун-т), нем. зипгшпиля
"Бастьен и Бастьенна" (1768, Вена), нтал. опер-буффа "Притворная простушка"
(1769, Зальцбург) и "Мнимая садовница" (1775, Мюнхен), итал. опер-сериа
"Митридат" и "Луций Сулла" (1772, Милан), опер-серенад (пасторалей) "Аскаций
в Альбе" (1771, Mилан), "Сон Cципионa" (1772, Зальцбург и "Царь-пастух"
(1775, Зальцбург); 2 кантат, MH. симфоний, концертов, квартетов, сонат
и др. Попытки устроиться в к.-л. значит, муз. центре Германии или Париже
не увенчались успехом. В Париже M. написал музыку к пантомиме Ж. Ж.
Новера
"Безделушки" (1778). После постановки оперы "Идоменей, царь критский" в
Мюнхене (1781) M. порвал с архиепископом и поселился в Вене, средства к
существованию добывал уроками и академиями (концертами). Вехой в развитии
нац. муз. театра явился зингшпиль M. "Похищение из сераля" (1782, Вена).
В 1786 состоялись премьеры небольшой муз. комедии M. "Директор театра"
и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Бомарше. После Вены "Свадьба Фигаро"
была поставлена в Праге, где встретила восторженный приём, как и следующая
опера M. "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787). С кон. 1787 M.- камерный
музыкант при дворе имп. Иосифа II с обязанностью сочинять танцы для маскарадов.
Как оперный композитор M. пе имел успеха в Вене: только один раз удалось
M. написать музыку для венского имп. театра - весёлую и изящную оперу "Все
они таковы, или Школа влюблённых" (иначе-"Так поступают все женщины", 1790).
Опера "Милосердие Тита" на антич. сюжет, приуроченная к коронационным торжествам
в Праге (1791), была принята холодно. Последняя опера M.-"Волшебная флейта"
(венский пригородный театр, 1791) нашла признание у дсмократич. публики.
Тяготы жизни, нужда, болезнь приблизили трагич. конец жизни композитора,
он умер, не достигнув 36 лет, и был похоронен в общей могиле.


M.- представитель венской классической
школы,
его творчество - муз. вершина 18 в., детище эпохи Просвещения.
Рационалистич. принципы классицизма соединились в нём с влияниями эстетики
сентиментализма, движения "Буря и натиск". Взволнованность и страстность
так же характерны для музыки M., как и выдержка, воля, высокая организованность.
В музыке M. сохранены изящество и нежность галантного стиля, но преодолена,
особенно в зрелых произведениях, манерность этого стиля. Творческая мысль
M. сосредоточена на углублённом выражении душевного мира, на правдивом
отображении многообразия реальной действительности. С одинаковой силой
в музыке M. переданы ощущение полноты жизни, радость бытия - и страдания
человека, испытывающего гнёт несправедливого социального строя и страстно
стремящегося к счастью, к радости. Скорбь нередко достигает трагизма, но
преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.


Оперы M.- синтез н обновление предшествовавших
жанров и форм. Главенство в опере M. отдаёт музыке - вокальному началу,
ансамблю голосов и симфонизму. Вместе с тем он свободно н гибко подчиняет
муз. композицию логике драматич. действия, индивидуальной и групповой характеристике
персонажей. По-своему развил M. нек-рыс приёмы муз. драмы К. В. Глюка (в
частности, в "Идоменес"). На основе комич. и отчасти "серьёзной" итал.
оперы M. создал оперу-комедию "Свадьба Фигаро", в к-рой соединены лирика
и веселье, живость действия и полнота в обрисовке характеров; идея этой
социальной оперы - превосходство людей из народа над аристократией.


X. Мохиэддин.


В. А. Моцарт.


Опера-драма ("весёлая драма ") "Дон
Жуан "сочетает комедию и трагедию, фантастич. условность и бытовую
реальность; герой старинной легенды, севильский обольститель, воплощает
в опере жизненную энергию, молодость, свободу чувства, но своеволию личности
противостоят твёрдые принципы морали. Нац. опера-сказка "Волшебная флейта"
продолжает традиции австр.-нем. зингшпиля. Как и "Похищение из сераля",
она сочетает муз. формы с разговорным диалогом и опирается па нем. текст
(большинство др. опер M. написано па нтал. либретто). Но музыка сё обогащена
разл. жанрами - от оперных арий в стилях оперы-буффа и оперы-серпа до хорала
и фуги, от простенькой песенки до масонских муз. символов (сюжет навеян
масонской литературой). В этом произв. M. прославил братство, любовь и
нравственную стойкость.


Отталкиваясь от выработанных И. Гайдном
классич. норм симф. и камерной музыки, M. усовершенствовал структуру симфонии,
квинтета, квартета, сонаты, углубил и индивидуализировал их идейно-образное
содерлганис, привнёс в них драматич. напряжённость, обострил внутр. контрасты
и усилил стилевое единство сонатно-симф. цикла (позднее Гайдн воспринял
многое от M.). Существ, принцип моцартовского инструментализма - выразительная
кантабнлыюсть (певучесть). Среди симфоний M. (ок. 50) наиболее значительны
три последние (1788)-жизнерадостная, сочетающая возвышенные и бытовые образы
симфония мп-бемоль мажор, патетическая, наполненная скорбью, нежностью
и мужеством симфония соль минор и величественная, эмоционально многогранная
симфония до мажор, к-рой позднее было присвоено назв. "Юпитер". Среди струпных
квинтетов (7) выделяются квинтеты до мажор и соль минор (1787); среди струнных
квартетов (23) - шесть, посвящённых "отцу, наставнику и другу" И. Гайдну
(1782- 1785), и три т. н. Прусских квартета (1789-90). Камерная музыка
M. включает ансамбли для разных составов, в т. ч. с участием фп. и духовых
инструментов. M.- создатель классич. формы концерта для солирующего инструмента
с оркестром. Сохранив присущую этому жанру широкую доступность, концерты
M. приобрели снмфонич. размах и разнообразие индивидуального выражения.
В концертах для фп. с оркестром (21) отразились блестящее мастерство и
вдохновенная, певучая манера .исполнения самого композитора, равно как
и его высокое нск-во импровизации. M. написал по одному концерту для 2
и для 3 фп. с оркестром, 5(6?) концертов для скрипки с оркестром и ряд
концертов для различных духовых инструментов, включая Концертную симфонию
с 4 солирующими духовыми инструментами (1788). Для своих выступлений, а
частично для учениц и знакомых M. сочинял фп. сонаты (19), рондо, фантазии,
вариации, произв. для фи. в 4 руки и для 2 фп., сонаты для фп. и скрипки.


Большую эстстич. ценность ттмеет бытовая
(развлекательная) оркестрово-ансамблевая музыка M.- дивертисменты, серенады,
кассации, ноктюрны, а также марши и танцы. Особую группу составляют его
масонские композиции для оркестра ("Масонская траурная музыка", 1785) и
хора с оркестром (в т. ч. "Маленькая масонская кантата", 1791), родственные
но духу "Волшебной флейте". Церк. хоровые сочинения и церк. сонаты с органом
M. писал гл. обр. в Зальцбурге. К венскому периоду относятся два незаконченных
крупных произв.- месса до минор (написанные части использованы в кантате
"Кающийся Давид", 1785) и знаменитый Реквием, одно из глубочайших созданий
M. (заказан анонимно в 1791 графом Ф. Вальзегг-Штуппахом: завершён учеником
M.- композитором Ф. К. Зюсмайром).


M. был в числе первых, кто создал в
Австрии классич. образцы камерной песни. Сохранилось много арий и вокальных
ансамблей с оркестром (почти все на птал. яз.), шуточных вокальных канонов,
30 песен для голоса с фп., в т. ч. "Фиалка" на слова И. В. Гёте (1785).


Подлинная слава пришла к M. после его
смерти. Имя M. стало символом высшей му.ч. одарённости, творческой гениальности,
единства красоты и жизненной правды. Непреходящую ценность моцартовскпх
творений и огромную роль их в духовной жизни человечества подчёркивают
высказывания музыкантов, писателей, философов, учёных начиная с И. Гайдна,
Л. Бетховена, И. В. Гёте, Э. T. А. Гофмана и кончая А. Эйнштейном, Г. В.
Чичериным и совр. мастерами культуры. "Какая глубина! Какая смелость и
какая стройность!"- эта меткая и ёмкая характеристика принадлежит А. С.
Пушкину ("Моцарт и Сальери"). Преклонение перед "светозарным гением" выразил
П. И. Чайковский в ряде своих муз. соч., в т. ч. в оркестровой сюите "Моцартиаиа".
Во MH. странах существуют моцартовские об-ва. На родине M., в Зальцбурге,
создана сеть моцартов-CKIIX мемориальных, просветительных, исследоват.
и уч. заведений во главе с Междунар. учреждением "Моцартеум" (осн. в 1880).


Каталог сочинений M.: Kochel L. v.
(в ред. А. Эйнштейна), Chronologischthematisches Verzeichnis samtlichcr
Топwerke W. A. Mozarts, 6. Aufl., Lpz., 1969; в др., более полной и исправленной
ред.-6. Aufl., hrsg. von F. Giegling, A. Weinmann und G. Sievers, Wiesbaden,
1964 (7 Aufl., 1965).


С о ч.: Brjefe und Aufzeichnungen.
Gesamtausgabe. Gesammell von W. A. Bauer und О. E. Deutsch, auf Grund deren
Vorarbeiten erlautert von J. H. Eibl, Bd 1 - 6, Kassel, 1962-71.


Лит.: У л ы б ы ш е u A. Д.,
Новая биография Моцарта, пер. с франц., т. 1 - 3, M., 1890 - 92; К о р
г а н о в В. Д., Моцарт. Биографический этюд, СПБ, 1900; Ливанова T. H.,
Моцарт и русская музыкальная культура, M., 1956; Чёрная E. С., Моцарт.
Жизнь ц творчество, [2 изд.], M., 1966; Чичерин Г. В., Моцарт, 3 изд.,
Л., 1973; W у z e w a Th. de Ct Saint-Foix G. de, W. A. Mozart,
t. 1 - 2, Р., 1912; продолжение: Sain t-F о i x G. de, W. A. Mozart, t.
3 - 5, Р., 1937-46; Abort H., W. A. Mozart, 7 Aufl., Tl 1 - 2, Lpz., 1955-56
(Register,
Lpz., 1966); D с ut s с h O. E., Mozart. Die Dokumente seines Lebens, Kassel,
1961; Einstein A., Mozart. Sein Charakter, sein Werk, Fr./M., 196Ь. Б.
С. Штейюгресс.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я