МОТОЦИКЛЕТНЫЙ СПОРТ

МОТОЦИКЛЕТНЫЙ СПОРТ соревнования
в езде па дорожных и спортивных мотоциклах по спец. трассам, дорогам и
вне дорог; проводятся для каждого класса мотоциклов (см. Мотоцикл н
Спортивный
мотоцикл)
раздельно. M. с. включает: шоссейные ли н е йные гонки; шоссейные
кольцевые гонки по замкнутой трассе дл. св. 1,5 км\
мотокросс -
гонки по пересечённой местности, как правило, по замкнутой кольцевой трассе
дл. от 1,5 до 5 км; мотоциклетное многоборье - многодневные соревнования
(до б дней, с ночным отдыхом) по дорогам н бездорожью с соблюдением заданного
графика движения н дополнительными скоростными гонками; трековые гонки
(спидвей) по гаревой или ледяной дорожкам стадиона; и п п о д р о
м н ы е г о н к и по земляной дорожке ипподрома; фигурное вождение
- на площадке, оборудованной искусственными препятствиями; з а е з д ы
на установление рекордов на трассах, позволяющих развивать максимальную
для данного класса мотоциклов скорость; мотобол - командная игра спортсменов-мотоциклистов
с мячом. Проводятся также моторалли, мотоориснтирование (см. Ориентирование,
Ралли) и
др.


Табл. 1. - Техническая характеристика
дорожных мотоциклов выпускаемых СССР




























































































































































































































































































































Показатели


М-106


"Восход-2"


"Планета-3"


ИЖ-"Юпитер-3"


"Урал-3"*
М-66


"Днепр"* MT-9


Рабочий объём
двигателя, см3


123,5


173.7


346


347


649


649


Число цилиндров
(число тактов)


1 (2)


1 (2)


1 (2)


2(2)


2(4)


2 (4)


Диаметр цилиндра,
мм


52


61.75


72


61 ,75


78


78


Ход поршня,
мм


58


58


85


58


68


68


Степень сжатия


9,5


7, 5


7,2


7,5


7 .0


7,2


Макс, мощность,
кет
(л.
г.)


6,62 (9)


8,1(11)


13,2 (18)


18,4 (25)


23,6 (32)


23,6 (32)


Частота вращения
коленчатого вала при макс, мощности, об/мин


5200


5400


5000


5400


5000


5200


Макс, скорость,
км/
ч


85


95


110


120 (90)***


105


100


Количество
передач


4


4


4


4


4


4**


Масса (сухой
вес), кг


100


112


156


158 (253)***


320


320


Контрольный
расход топлива, л/100 км (при скорости, км/ч)


2,75 (50)


2,8 (50)


3,55 (55)


3,75 (55)***
(5,8)***


5,8 (55)


5,8(55)





* Выпускается только с коляской. **
Одна передача- заднего хода. *** Для мотоциклов с коляской.


T а б л. 2. - Техническая характеристика
некоторых зарубежных дорожных мотоциклов














































































































































































































































































































































































Показатели


JAWA 50, ЧССР


"Мотобекан"
Д125. Франция


CZ 175, ЧССР


MZ250, ГДР


"Панпония"
Р20, ВНР


" Кавасаки"
350S2, Япония


BMW Р60/5,
ФРГ


"Хонда" СВ750.
Япония


"Мюнх" TTS,
ФРГ


Рабочий объём
двигателя, см3


48


124


172


249


246


346


599


736


1200


Число цилиндров


1


2


1


1


2


2


2


4


4


Число тактов


2


2


2


2


2


2


4


4


4


Диаметр цилиндра,
мм


58


43


58


70


56


53


73.5


61


75


Ход поршня,
мм


65


43


65


65


50


52,3


70,9


63


66,6


Степень сжатия


7,8


10


8,7


8,5


10,5


7,3


9 . 2


9


11


Макс, мощность,
кет
(л.
с.)


2 , 9 (4)


11 ,04 (15)


11,04 (15)


13,9 (19)


16,9 (23)


33,2 (45)


29,4 (40)


49,2(67)


64 , 8 (88)


Частота вращения
коленчатого вала при макс, мощности, об/мин


6500


7000


5600


5500


7500


8000


6400


8500


6500


Макс, скорость,
км/ч


60


120


115


130


130


170


165


200


215


Число передач


3


5


4


4


5


5


4


5


4


Масса, кг


69


108


112


143


142


150


210


218


240






Первые автомоб. соревнования, в к-рых
участвовали и мотоциклы, состоялись в 1895 по маршруту Париж - Бордо -
Париж; в России первые офиц. мотогонки -в 1898 (под Петербургом). В нач.
20 в. регулярно устраивались мотогонки Петербург - Москва. В 1907 в Великобритании
проведена первая шоссейно-кольцсвая гонка, в 1913 там же - соревнования
по яотомногоборью. в 1907 в Юж. Африке (на совр. терр. ЮАР) л в 1922 в
Австралии (публичные)-трековые гонки по гаревой дорожке. С нач. 20-х гг.
организуются ипподромныс и с 30-х гг. трековые гонки по льду. Чемпионаты
мира разыгрываются: по шоссейно-кольцевым гонкам (с 1949), мотокроссу (1957),
по трековым гонкам (с 1949 - гаревая и с 1966 - ледяная дорожки), мотомногоборью
(1913). Междунар. мотоциклетная федерация (ФИМ) основа-па в 1904.


В СССР первые всесоюзные соревнования
по M. с. (ипподромные гонки) состоялись в 1924. С созданием отечественного
мотостроеппя в 1-й иол. 30-х гг. M. с. стал культивироваться во всех союзных
республиках. Становление сов. M. с. связано с именами В. П. Чкалова, организатора
Моск. автомотоклуба Ф. В. Борисова, известных мотогонщиков П. П. Воротилкина,
E. И. Грипгаута, H. И. Закрсвского, А. И. Иваненко, В. И. Карнсева, A.
H. Снлкнна, А. В. Чигорина, H. H. Шумплкииа и др. В 50- 60-х гг. M. с.
получил массовое развитие, что было обусловлено серийным выпуском отечеств,
мотоциклов совр. конструкции, в т. ч. спортивных машин: стали ежегодно
разыгрываться первенства СССР, союзных республик и др. по M. с. Многократными
чемпионами СССР по мотоспорту были засл. мастера спорта E. С. Косматое,
И. Я. Озолппа, H. П. Севастьянов, И. П. Соколов, В. С. Пыласв и др.


С вступлением в 1956 Центр, автомотоклуба
СССР в ФИМ начались регулярные выступления сов. спортсменов в междунар.
соревнованиях по M. с. В 1960 создана Федерация автомотоспорта СССР, в
1962 - самостоят. Федерация мотоспорта. В 1973 действовали автомотоклубы
ДОСААФ и ок. 4,5 тыс. мотосекцнй в спортивно-технич. клубах и коллективах
физкультуры добровольных спортивных обществ, в к-рых занималось ок. 350
тыс. чел., в т. ч. св. 2 тыс. мастеров спорта. В программе Всесоюзной спартакиады
ДОСААФ по воеи.-технич. видам спорта (1969-70) было св. 45 тыс. различных
соревнований по M. с. (ок. 700 тыс. участников). В 1965 В. M. Арбеков выиграл
многоэтапный чемпионат мира по мотокроссу, в 1968 команда СССР - Кросс
наций; в 1967, 1969, 1971, 1973 сов. мото6олисты были чемпионами Европы,
Г. Ф. Кадыров - 6-кратный чемпион мира (в 1966-73) в гонках по ледяной
дорожке.


Широко развит M. с. в ЧССР, ГДР, ФРГ,
Великобритании, Италии, Швеции и др. Многократными чемпионами мира были
Г. Агостини (Италия, шоссейные гонки, 13 раз). Ж. Робер (Бельгия, мотокросс,
6 раз), О. Фундип (Швеция, спидвей, 5 раз), Б. Бриге и И. Маугср (Великобритания,
спидвей, по 4 раза).


Г. м. Афремив.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я