МОТОРНЫЕ МАСЛА

МОТОРНЫЕ МАСЛА группа масел,
используемых для смазывания двигагатслсй внутреннего сгорания (поршневых
и реактивных); относятся к разряду смазочных масел (см. Масла нефтяные).
Практически
все M. м. являются продуктами переработки нефти и только пек-рые сорта
авиационных масел - синтетические масла. Все M. м., за исключением
нек-рых авиационных, содержат моющие, протнвоизиосные и антнокпслительныс
присадки. Северные, зимние н всесезонные M. м., получаемые на маловязких
основах, содержат также вязкостные загущающие присадки и дспрессаторы,
понижающие темп-ру застывания масел.


В зависимости от назначения M. м. подразделяются
на автомобильные (автолы, для карбюраторных двигателей), дизельные и авиационные.
Первые два класса, включающие автотракторные, тепловозные и судовые масла,
в своюочерсть, подразделяются (ГОСТ 17479-72) на 11 групп по вязкости (при
100 °С) и на 9 групп по уровню эксплуатац. свойств.


В зависимости от конструктивных особенностей
двигателя, времени года н района эксплуатации (север, юг) выбирается необходимая
вязкость масла (6, 8, 10, 12, 14, 16 или 20 сст при 1000C)
и темп-pa застывания (от -15 до -42 0C), а в зависимости от
степени форсировки двигателя - группа масла по уровню качества (см. табл.).
Повышение качества M. м. групп от А до E (условное обозначение) достигается
в основном повышением концентрации присадок и в нск-рых случаях - изменением
качества базового масла. Физико-хим, свойства масел соответствующих классов
и групп должны удовлетворять техннч. условиям; эксплуатац. качества определяют
испытаниями на одноцилиндровых установках и развёрнутых двигателях.



Группы автомобильных и дизельных масел
для двигателей разного типа (по ГОСТу 17479-72)












































































































Группа масел


Тип двигателей


А


Нефорсированные
карбюраторные и дизельные


Б


Б1


Малофорсированные
карбюраторные


Б2


Малофорсированные
дизельные


В


B

Среднсфорсированные
карбюраторные


B

Среднефорсированные
дизельные


Г


Г1


Высокофорсированные
карбюраторные


Г2


Высокофорсированные
дизельные


Д


Высокофорсированные
дизельные, работающие в тяжёлых условиях


E


Малооборотные
дизельные, работающие на тяжёлом топливе с содержанием серы до 3,5%





Авиационные M. м. применяются для поршневых,
турбореактивных и турбовинтовых двигателей. Всего существует ок. 20 сортов
и марок авиационных масел, от самых лёгких дистиллятных (с вязкостью 3-4
ест
при
100 СС) до тяжёлых остаточных (с вязкостью 22 ест при 100 "C).
Требования
к качеству авиационных масел особенно высокие. Практически вес масла для
реактивной авиации содержат комплексы присадок и имеют сравнительно узкий
фракционный состав, низкую темп-ру застывания (от - 55 до -60 0C),
высокую стабильность, малую всиениваемостъ и хорошую прокачпваемость по
циркуляционной системе двигателя.


В связи с развитием сверхзвуковой авиации
и повышением требований к термостойкости и низкотемпературным свойствам
смазочных масел широкое применение получили синтетич. масла. Их произ-во
базируется па использовании сложных органич. эфнров и спиртов, кремпииорганич.
и фторуглеродных соединений, глубокой хим. переработке нек-рых нефтяных
фракций и др. видов сырья. Применение таких масел позволяет расширить температурный
диапазон их использования от -60 до +250 0C (для лучших сортов
нефтяных масел этот интервал находится в пределах от -40 до + 150 0C).
Синтетич. масла находят также применение в нек-рых наземных газотурбинных
и др. двигателях. Лит.: Нефтепродукты. Масла, смазки п присадки,
M., 1970; Товарные нефтепродукты, их свойства и применение. Справочник,
под ред. H. Г. Пучкоиа, M., 1971; Калайтан E. H., Смазочные масла для реактивных
двигателей, M., 1968; Гольдб е р г Д. О., К р е и н С. Э., Смазочные масла
из нефтей восточных месторождений, M., 1972.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я