МОТЕС

МОТЕС (Mothes) Курт (р. 3. 11.1900,
Плауэн), немецкий биохимик (ГДР), чл. Герм. АН в Берлине, президент Герм,
академии естествоиспытателей "Леопольдина" в Галле, иностр. чл. АН СССР
и Лондонского королев, об-ва (1971). Окончил Лейпцпгский ун-т (1925). Проф.
Кенигсбергского ун-та (1935-45) и ун-та в Галле (с 1950). Зав. отделом
биохимии Ин-та по изучению культурных растений в Гатерслебенс (1949-57),
директор Ин-та ботаники ун-та в Галле (1958-60) п Ин-та биохимии растений
Герм. АН, там же (1958-65). Осн. работы в области биохимии алкалоидов,
азотистого обмена и регуляторов роста растений, в т. ч. цитокининов.


Соч.: Zur Problematik der gcgenwartigen
Biologie, Lpz., 1967; Biosynthese der Alkaloide, В., 1969: в рус. пер.
-Некоторые замечания о цитокпнинах, "Физиология растений", 1972, т. 19,
в. 5, с. 1011 - 22.


Лит.: Beitrage zur Biochemie
und Physiologi von Naturstoffen. Festschrift Kurt Mothes zum 65 Geburtstag,
Jena, 1965. A. H. Шамин.



MOTET (фр;тц. motet, уменьшит.
от mot - слово, изречение, заповедь), жанр многоголосной вокальной музыки.
Возник в 12 в. во Франции. Первоначально M. представлял собой двухголосное
муз. произведение, в к-ром к голосу, основанному на напевах католич. службы
(см.Григорианский
хорал),
присоединялся новый голос. Этот голос получил назв. M., к-рое
перешло и на всё произв. Позднее появились 3-голосные и 4-голосные M. Голоса,
добавленные в них к основному, были мелодически более богатыми. Их подтекстовка,
вначале варьировавшая подтекстовку осн. голоса, приобретала всё большую
самостоятельность; появились M., в к-рых сочетались рели г. и светские
юмористич., шуточные тексты, тексты на разных языках. Партия осн. голоса
нередко поручалась инструменталисту. В дальнейшем в M. начинают применяться
имитация
и
канонич. изложение (см. Канон). С 15 в. M. наз. любое вокальное
произв., более развитое и торжественное сравнительно с песней. В 16 в.
в мотетах О. Лассо. Дж. Габриели, Палестрины вырабатывается стиль чисто
вокальной (без привлечения инструментов) хоровой полифонии. Во франц. M.
16 в. господствует хоральный склад. В Италии в 17 в. возникает сольный
M. с генерал-басом. Вершина развития жанра - мотеты И. С. Баха, углубившего
тип хорового M. и приблизившего его к кантате.


В 19 в. M. культивируется как хоровое
произв. на текст серьёзного характера, порой включающий религ. мотивы (P.
Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс. А. Брукнер, M. Регер, Ш. Гуно п др.).


Лит.: Leichtentritt H., Geschichte
der Motette, 2 Aufl., Hildesheim, 1966.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я