МОСКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

МОСКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА крупнейшая
в Сов. Союзе ж.-д. магистраль. В coup, границах существует с 1961. По эксплуатац.
дл. 9113 км (6,7% общей эксплуатац. длины жел. дорог) занимает 3-е место
в СССР. Объединяет 10 из 11 радиальных ж.-д. линий, сходящихся в Москве;
только одно направление - на Ленинград относится к Октябрьской железной
дороге.
Граничит с Октябрьской, Белорусской, Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной,
Куйбышевской, Горьковской и Северной жел. дорогами.


В состав M. ж. д. входят следующие
радиальные линии, отходящие от Москвы: до Савёлова, Александрова (далее
на Ярославль), Петушков (далее на Горький - Киров), Черусти (далее на Казань),
Ряжска (далее на Мичуринск - Ростов), Ефремова (далее на Елец - Донбасс),
Курска (далее на Белгород - Харьков), до Ворожбы, Хутора-Михайловского
(далее на Киев - Львов), через Смоленск до станции Шуховцы (далее на Оршу
- Минск), до ст. Шаховской (далее на Великие Луки - Ригу). Радиальные линии
соединены между собой рядом меридиональных и широтных линий: Вязьма - Брянск
- Львов, Ряжск - Тула - Вязьма; Волово-Cyхиничи - Смоленск; Елец - Орёл
- Брянск - Смоленск и др. В районе Москвы все радиальные направления соединены
между собой двумя кольцевыми линиями: Малой окружной ж. д. в пределах города
и Большой кольцевой ж. д., проходящей от Москвы па расстоянии 50 -120 км
и
связывающей между собой станции, расположенные на радиальных линиях: Дмитров
- Икша - Поварово - Манихино - Кубинка - Бекасово - Столбовая - Михнево
- Жилёво- Воскресснск - Куровская - Орехово-Зуево - Александров - Дмитров.
Paдиально-кольцевое построение M. ж. д. обеспечивает манёвренность, делает
её удобной для пропуска мощных вагонопотоков по кратчайшим расстояниям
во все направления и вместе с тем позволяет разгружать Моск. узел от пропуска
транзитных потоков. За годы Сов. власти построены линии Брянск - Вязьма
и Большая кольцевая дорога. Моск. ж.-д. узел по размерам вагонооборота
крупнейший в мире. Занимает 1-е место в СССР и по размерам пассажирооборо-та
как в пригородном, так п в дальнем сообщении. Он принимает и отправляет
ежесуточно несколько тысяч пассажирских и грузовых поездов. Узел обслуживает
более 1 млрд. пассажиров в год (1972).


Кроме Москвы и Моск. обл., M. ж. д.
удовлетворяет потребности в грузовых и пассажирских перевозках смежных
с нею областей центральной части СССР. На её долю приходится 20% дальних
и 40% пригородных пасс, перевозок, выполняемых ж.-д. транспортом СССР.
Осн. грузы M. ж. д.: кам. уголь, жел. руда, стройматериалы, пефтёгрузы,
минеральные удобрения. На транзитные перевозки M. ж. д. приходится св.
1/3 всех грузовых перевозок. Уд. вес M. ж. д. в отправлении, прибытии п
грузообороте составляет 6-7% сети. Общий грузооборот M. ж. д. (1972) составил
157 млрд. тхкм;
пассажирооборот - 52 млрд. пассажиро-километров.
По размерам отправления и грузооборота занимает 5-е место, а по размерам
прибытия - 2-е место среди всех др. дорог СССР.


Быстро растущий объём перевозок вызвал
необходимость мощного технического оснащения M. ж. д. Пригородные пассажирские
перевозки осуществляются электровозной тягой. В 1972 99,4% перевозок осуществлялось
электровозами и тепловозами, вместо 17% в 1961, Почти все радиальные линии
двухпутные. Построены сортировочные станции, оборудованные новейшими средствами
автоматич. управления. В пределах Моск. узла (ст. Лосиноостровская) имеется
полностью автоматизированная горка сортировочная, с помощью к-рой
производится формирование и расформирование поездов. M. ж. д. награждена
орденом Ленина (1966). E. Д. Хануков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я