МОРРИС

МОРРИС (Morris) Уильям (24.3.1834,
Уолтемстоу, Эссекс,- 3.10.1896, Лондон), английский художник, писатель,
теоретик искусства, общественный деятель. Учился в Оксфордском ун-те (1853-56).
С 1856 работал в архит. мастерской Дж. Э. Стрита в Лондоне. В 1857-62 обратился
к живописи. В 1861-62 организовал совм. с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером художественно-пром.
компанию (кустарные мастерские декоративной росписи, мебели, тканей, обоев,
металлич. изделий, витражей, шпалер, вышивок). Эстетич. взгляды М. формировались
под влиянием учения Т. Карлейля, лекций Дж. Рескина, а также
идей движения прерафаэлитов. Начиная с 1860-х гг. он выступал с
романтич. критикой бурж. действительности, видя в иск-ве гл. средство её
преобразования и ставя своей целью эстетич. воспитание масс. Сотрудничая
с ср. М. Брауном, Д. Г. Россетти, Э. Берн-Джонсом, У. Крейном и арх. Ф.
Уэббом, М. стремился противопоставить обезличенному капиталистич. машинному
произ-ву индивидуальное творчество (вместе с тем он был уверен в безграничности
эстетич. возможностей машинного произ-ва при социализме), возродить вытесненные
капиталистич. индустрией нар. ремёсла ит.о. решить проблемы, стоящие перед
совр. декоративно-прикладным иск-вом. В известном смысле М. закладывал
основы художественного конструирования, выдвигая на первый план
роль мастера-творца. Изделия мастерских М., оформленные им интерьеры отличаются
определ. функциональной оправданностью и текто-нич. уравновешенностью композиции,
чёткостью орнамента, стилизующего растит, мотивы, сдержанностью цветовых
сочетаний; рядом черт они предвосхищают стиль "модерн". Деятельность
мастерских во многом способствовала возрождению англ, декоративно-прикладного
иск-ва; однако на практике, сводясь к новому оформлению бурж. быта, она
входила в неизбежное противоречие с эстетич. программой М. В 1877 М. основал
Общество защиты старинных зданий, в 1890-91 - Келмскоттское изд-во, выпускавшее
книги по образцам инкунабул [иллюстрированные М. в духе англ, готич.
миниатюр "История сверкающей долины" (совм. с У. Крейном; илл. см. т. 10,
табл. III, стр. 208-209) и "Сочинения Джеффри Чосера" (совм. с Э. Берн-Джонс,
1896]. Тяготением к ср.-век. мотивам, романтич. стилизацией образов отмечено
и лит. творчество М. (поэмы "Защита Ги-невры", 1858, и "Земной рай", 1868-70).
С 1880-х гг. М. играл крупную роль в англ, рабочем движении. С янв. 1883
чл. Демократич. (с нач. 1884 С.-д.) федерации. После её раскола - один
из основателей (1884) Социалистич. лиги, издатель и редактор (1884-90)
её органа "Коммонуэл" ("Commonweal"), Вышел из лиги после прихода к руководству
в ней анархистов. М. изучал труды К. Маркса, но не понял сущности его учения,
оставаясь, по характеристике Ф. Энгельса, "...социалистом эмоциональной
окраски..." (см. М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 409).
Свои социалистич. взгляды М. выразил во мн. статьях, революц. стихах, ист.
повести "Сон про Джона Болла" (1888; рус. пер. 1911) и социально-утопич.
романе "Вести ниоткуда, или Эпоха счастья" (1891; рус. пер.- М., 1906),
рисующем будущее счастливое общество.


Мастерская У. Морриса. Ковёр. 2-я пол.
19 в. Собрание Э. Скотт-Снелла.


Соч.: Искусство и жизнь, [пер. с англ.1
предисловие А. А. Аникста], М., 1973; Collected works, v. 1 - 24, L.- N.
Y., 1910 - 15; Selections, M., 1959.


Лит.: М о р т о н А. Л., Английская
утопия, [пер. с англ.], М., 1956, с. 191-212; ГольдзамтЭ., Уильям Моррис
и социальные истоки современной архитектуры, [пер. с польск.], М., 1973;
Arnot R. P., W. Morris, L., 1964; Henderson Ph., William Morris. His life,
work and friends, L., 1967; M e i e r P., La pensee utopique de William
Morris, P., 1972. Т. И. Володина.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я