МОРАЛЬ

МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный,
от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение), нравственность, один
из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе;
особая форма обществ, сознания и вид обществ, отношений (моральные отношения);
предмет спец. изучения этики.


Содержание и характер деятельности людей
в обществе обусловлены в конечном счёте объективными социально-ист, условиями
их бытия и законами обществ, развития (см. Исторический материализм).
Но
способы непосредств. детерминации действий человека, в к-рых эти условия
и законы преломляются, могут быть самыми различными. Одним из таких способов
является нормативная регуляция, в к-рой потребности совместной жизни людей
в обществе и необходимость согласования их массовидных действий фиксируются
в общих правилах (нормах) поведения, предписаниях и оценках. М. принадлежит
к числу осн. типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции
и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них.
М. выделяется из первоначально нерасчленённой нормативной регуляции в особую
сферу отношений уже в родовом обществе, проходит длит, историю формирования
и развития в доклассовом и классовом обществе, где её требования, принципы,
идеалы и оценки приобретают в значит, мере классовый характер и смысл,
хотя наряду с этим сохраняются и общечеловеческие моральные нормы, связанные
с общими для всех эпох условиями человеческого общежития. М. достигает
высшего развития в социалистич. и комму-нистич. обществе, где она становится
единой в рамках этого общества и впоследствии всецело общечеловеческой
нравственн остью.


М. регулирует поведение и сознание человека
в той или иной степени во всех без исключения сферах обществ, жизни - в
труде, в быту, в политике и науке, в семейных, личных, внутригруп-повых,
межклассовых и междунар. отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых
человеку в каждой из этих областей, принципы М. имеют социально-всеобщее
значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное,
что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается
в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют
определённые обществ, устои, строй жизни и формы общения (или, напротив,
требуют их изменения) в самой общей форме, в отличие от более детализированных,
традиционно-обычных, ритуально-этикетных , организационно-административных
и технич. норм. В силу обобщённости моральных принципов нравственность
отражает более глубинные слои социально-историч. условий бытия человека,
выражает его сущностные потребности.


Если в праве и организационных регуляциях
предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь спец. учреждениями,
то требования нравственности (как и обычая) формируются в самой практике
массового поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отображением
жизненно-прак-тич. и историч. опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных
представлениях, чувствах и воле. Моральные нормы осуществляются практически
и воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок
обществ, мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Выполнение
требований М. может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым
в отдельности. Авторитет того или иного лица в М. не связан с к.-л. офиц.
полномочиями, реальной властью и обществ, положением, но является авторитетом
духовным, т. е. обусловленным его моральными же качествами (сила примера)
и способностью адекватно выразить смысл нравств. требования в том или ином
случае. Вообще в М. нет характерного для институциональных норм разделения
субъекта и объекта регулирования.


В отличие же от простых обычаев, нормы
М. не только поддерживаются силой устоявшегося и общепринятого порядка,
властью привычки и совокупного давления окружающих и их мнения на индивида,
но получают идейное выражение и обоснование в общих фиксированных представлениях
(заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Последние, отражаясь
в обществ, мнении, вместе с тем являют собой нечто более устойчивое, исторически
стабильное и систематическое. М. отражает целостную систему воззрений на
социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности ("назначения",
"смысла", "цели") общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие
в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены М. с точки зрения её
общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение
может находиться в критич. отношении к фактически принятому образу жизни
(что и находит выражение в воззрениях прогрессивного класса или, напротив,
консервативных социальных групп). Вообще же, в М., в отличие от обычая,
должное и фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью.
В классово антагонистическом обществе нормы общечеловеческой нравственности
никогда не исполнялись целиком, безоговорочно, во всех случаях без исключения.
Требования их полного и последоват. исполнения (напр., неприкосновенности
жизни человека, честности, уважения чужих прав, гуманности) поддерживались
обычно теми, кто испытывал на себе бремя угнетения, социальной несправедливости
или же сочувствовал положению эксплуатируемых и неравноправных слоев общества.
Вырабатывающееся на этой основе нравственно-критич. отношение к господств,
строю является одним из важных моментов оппозиционного, а затем и революц.
сознания трудящихся классов.


Роль сознания в сфере моральной регуляции
выражается также в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение
поступков) имеет идеально-духовный характер; она выступает в форме не действенно-материальных
мер обществ, воздаяния (наград или наказаний), а оценки, к-рую человек
должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направлять
свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо
эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие
оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и зла. По этой же причине
в М. громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы
и самооценки), к-рое позволяет человеку самому контролировать, внутренне
мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать
свою линию поведения в рамках коллектива или группы. В этом смысле К. Маркс
говорил о том, что "...мораль зиждется на автономии человеческого духа..."
(М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 13). В М. оцениваются не
только практич. действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.
В связи с этим в моральной регуляции особую роль обретает личное воспитание,
т. е. формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно
определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного
внешнего контроля (отсюда же такие понятия М., как совесть, чувство личного
достоинства и чести).


Моральные требования к человеку имеют в
виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой
ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. В отдельно взятом
случае практич. результат действия может быть различным, зависящим и от
случайных обстоятельств; в общесоциальном же масштабе, в суммарном итоге
выполнение моральной нормы отвечает той или иной обществ, потребности,
отображённой в обобщённом виде данной нормой. Поэтому форма выражения нравств.
нормы - не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата,
нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, к-рому
человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей. В
моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах
определённых частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного историч.
опыта мн. поколений; поэтому с точки зрения этих норм могут оцениваться
как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.


Нравственность имеет несколько осн. ист.
форм соответственно основным обществ, формациям. Доклассовая М. характеризуется
относит, простотой, неполной отвлечённостью от архаич. обычаев, неразвитостью
общих принципов и связана с не вполне ещё самостоят, положением индивида
в общинно-родовом обществе. "Племя оставалось для человека границей как
по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе... Люди
этой эпохи... не оторвались еще... от пуповины первобытной общи ости э
(Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 99). Равенство индивидов предполагается
само собой, но именно поэтому оно ещё невыступает в качестве особого требования
уважения равных прав каждой личности. Требование справедливости относилось
ко всем членам коллектива и предусматривало различные права и обязанности
индивида перед родовым целым. В этот период формировались простейшие моральные
требования к человеку как члену рода, производителю и воину (уважение к
обычаям рода, выносливость смелость, почитание старших, чувство равенства
в дележе добычи), тогда как мн. формы личных взаимоотношений в брачно-семейных
и др. сферах регулировались в основном ещё иными способами (обычаями, ритуалами
и церемониалами религиозно-мифич. представлениями).


В доклассовом и раннеклассовом обществе
впервые осознаётся неполное соответствие и даже противоположность требований
М. общепринятой практике обычного поведения. Наступившая эпохе социального
неравенства, частиособственнич. интересов и конкуренции индивидов классового
угнетения и неравноправного положения трудящихся способствует формированию
в широких массах сознания несправедливости существующих порядков, деградации
нравов по сравнению с прошлым, "...которые прямо представляются нам упадком,
грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем старого родового
общества" (там же). Эти мотивы нравств. осуждения пороков существующего
общества и устремления к полному осуществлению осн. требований М. красной
нитью проходят через всю историю классовой борьбы и являются одной из сторон
формирования революц. М. угнетённых классов, принимая всякий раз особую
форму. Каждая из господствовавших систем нравственности также обладает
своими особенностями. В М. античного общества производит, труд не выступал
как дело, достойное свободного человека. Раб обычно исключался из сферы
действия М. и считался, с одной стороны, существом, к к-рому нельзя предъявлять
никаких требований добродетели, а с другой -объектом отношения, не подпадавшим
под критерии нравственности. В феод, обществе, напротив, труд выступает
уже как обязанность человека (крепостного, свободного крестьянина или ремесленника),
получая одновременно и религ. санкцию. В рыцарско-феод. сословии добродетелями
считались в основном лишь воинские доблести, чувство дворянской чести.
В европейско-феод. обществе христ. мораль, наиболее общий синтез и санкция
данного строя, по характеристике Энгельса (см. там же, т. 7, с. 361), делала
особый упор на смирении, укрощении плоти и "гордыни" в противовес культу
разума, воли или чувственности человека в античности. Раннехрист. заповедь
"любви к ближнему" в средневековье раннего и среднего периодов почти не
затрагивала обычных межчеловеческих отношений (массовое сознание рыцарского
и крест, сословий в основном остаётся ещё языческим); в позднее же средневековье
эта заповедь приобрела отвлечённо-религ. смысл служения людям (милости,
сострадания) как "сынам бога", что не касалось существа господствующих
отношений между классами. Укреплению существующих порядков служит характерное
для феодализма разграничение обязанностей и добродетелей привилегированных
и угнетаемых слоев населения.


Нарождающаяся бурж. М. выступила с признанием
равенства всех людей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 106-07), но лишь
в качестве "равенства возможностей" для индивидов как потенциальных свободных
предпринимателей. По существу это означало равенство лишь частных собственников.
В борьбе с феод.-христианской М. буржуазная М. первоначально выступила
под знаком "разумного эгоизма" и "взаимного использования", т. е. основывалась
на той иллюзии, что любой человек, добиваясь только собственных "разумных"
целей, тем самым способствует благу других и общества в целом. В классич.
бурж. представлении М. в целом сводилась к способу достижения индивидом
жизненного успеха и счастья. Особенно это характерно для М. эпохи первонач.
накопления, где принципом добродетели считался аскетизм усердия и скопидомства
и откладывание на будущее наслаждений и наград. Впоследствии этот принцип
воздержания проповедовался рабочему классу как путь обретения жизненного
благополучия. Однако для рабочего, по словам Ф. Энгельса, "...честность,
трудолюбие, бережливость и все прочие добродетели, рекомендуемые ему мудрой
буржуазией...", вовсе не являются гарантией того, что они "...действительно
приведут его к счастью" (там же, т. 2, с. 265). В рамках бурж. М. находят,
конечно, выражение и нек-рые общечеловеческие нравств. нормы, но они толкуются,
как правило, ограниченно, применительно к условиям господства капиталистических
отношений, и практикуются лишь до тех пор, пока не вступают в противоречие
с классовыми интересами буржуазии. Действит. состояние нравов буржуазии
и особенно тех её групп, к-рые связаны с большим бизнесом и гос. политикой,
всегда было весьма далеко от требований общечеловеческой нравственности
и противоречило даже тем принципам, к-рые исповедовались бурж. моральным
сознанием. Это противоречие особенно характерно для эпохи монополистич.
капитализма и политики империализма, когда в гос. масштабах совершаются
преступления против др. народов, процветают коррупция и взаимное попустительство
в рамках экономич., политич. корпораций. Для бурж. сознания типичны непримиримые
конфликты между требованиями морали и политики, правилами практич. благоразумия,
жизненного успеха и соображениями честности, гуманности и справедливости.


В противовес буржуазии, рабочий класс уже
в капиталистич. обществе вырабатывает свою М., поскольку осознаёт свою
особую историч. миссию и противоположность господствующему строю. Так возникла
революц.-пролет. М., осн. требованиями к-рой являются уничтожение эксплуатации
и социального неравенства, всеобщая обязательность труда, солидарность
трудящихся в борьбе с капиталом. Эта М. "...подчинена вполне интересам
классовой борьбы пролетариата...", по словам В. И. Ленина (Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 41, с. 309); в борьбе за свои права "...рабочий класс
поднимается вместе с тем и морально..." (там же, т. 21, с. 319), проявляет,
по выражению Ф. Энгельса, "...свои самые привлекательные, самые благородные,
самые человечные черты" (М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2,
с. 438). Эта М. становится затем краеугольным камнем социалистич. и коммунистич.
нравственности, к-рые концентрируют в себе в наиболее полном выражении
и все нормы общечеловеческой М. По мере утверждения социалистич. отношений
новая М. становится регулятором повседневных взаимоотношений между людьми,
постепенно проникая во все сферы обществ, жизни и формируя сознание, быт
и нравы миллионов людей. Для коммунистич. нравственности характерны последоват.
осуществление принципа равенства и сотрудничества между людьми и народами,
коллективизм, уважение к человеку во всех сферах его обществ, и личных
проявлений на основе того принципа, что "...свободное развитие каждого
является условием свободного развития всех" (Маркс К. и Энгельс Ф., там
же, т. 4, с. 447). Поскольку коммунистич. М. чуждо рассмотрение общества
и индивидуальной жизни как внешних средств одного по отношению к другому,
а то и другое выступают в нерасторжимом единстве, постольку для нее неприемлемы
характерные для бурж. М. жертвы одним нравств. принципом ради другого (напр.,
жертва честностью ради выгоды, достижение целей одних ценой ущемления интересов
других, компромиссы политики и совести). Она является высшей формой гуманизма.


В социалистич. обществе проблема нравств.
воспитания масс и личности, борьбы с аморализмом, строительства
обществ, отношений во всех сферах на основе нравств. начал стала одной
из важнейших. Содержащийся в Программе КПСС моральный кодекс строителя
коммунизма формулирует важнейшие общие принципы коммунистич. нравственности.
Отвечая коренным интересам человека, коммунистич. нравственность в своём
действит. осуществлении опирается на собственную сознательность людей,
враждебна всякому формализму и догматизму, предполагает глубокую убеждённость
каждого в справедливости и гуманности исповедуемых им принципов. Лит.:
Маркс
К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4;
Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там
же, т. 21; его ж е, Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., О коммунистической
нравственности. [Сб.], 3 изд., М., 1965; Аристотель, Этика, СПБ, 1908;
Гегель Г. В. Ф., Философия права, Соч., т. 7, М.- Л., 1934; Спиноза Б.,
Этика, Избр. произв., т. 1, М., 1957; Л о к к Д ж., Мысли о воспитании.
О воспитании разума, в его кн.: Педагогические сочинения, М., 1939; Гольбах
П. А., Основы всеобщей морали, или Катехизис природы, Избр. произв., т.
2, М., 1963; Кант И., Основы метафизики нравственности. Критика практического
разума, Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965; Соловьев B.C., Оправдание добра, М.,
1899; Кон И. С., Мораль коммунистическая и мораль буржуазная, М., 1960;
Шишкин А. Ф., Основы марксистской этики, М., 1961; Б е к Г., О марксистской
этике и социалистической морали, пер. с нем., М., 1962; Иванов В. Г., Р
ы-баковаН. В., Очерки марксистско-ленинской этики, Л., 1963; Шварцман К.
А., Этика... без морали, М., 1964; Дробниц-к и и О. Г., Природа морального
сознания, "Вопросы философии", 1968, № 2; е г о же, Структура морального
сознания, там же, 1972, № 2, 6; Д р о б н и ц к и и О. Г., Кузьмина Т.
А., Критика современных буржуазных этических концепций, М., 1967; С е л
з а м Г., Марксизм и мораль, пер. с англ., М., 1962; А р х а нг е л ь
с к и и Л. М., Лекции по марксистской этике, ч. 1, Свердловск, 1969; Титаренко
А. И-, Нравст* венный прогресс, [М.], 1969; его же, Мо" раль и политика,
М., 1969; X а и к и н Я. 3., Структура и взаимодействие моральной и правовой
систем, М., 1972; Ба ндзеладзе Г., Этика, 2 изд., Тб., 1970; Моральная
регуляция и личность. Сб. ст., М., 1972; Тпе definition of morality, ed.
G. Wallace and A. D. M. Walker, L., [1970]. См. также лит. при ст. Этика.
О.
Г.
Дробницкий.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я