МОПАССАН

МОПАССАН (Maupassant) Ги (полное
имя - Анри Рене Альбер Ги) де (5.8. 1850, замок Миромениль близ Турвиля-сюр-Арк,
Приморская Сена,-6.7.1893, Париж), французский писатель. Отец -из обедневших
дворян, мать из культурной бурж. семьи. Окончил руанский лицей в 1869.
В 1870-71 в армии, участвовал во франко-прус. войне. Затем до 1880 служил
чиновником в мин-вах. В 70-е гг. овладевал лит. мастерством под руководством
Г. Флобера. У него М. встретился с ведущими франц. писателями и критиками
19 в. (Э. Золя, Э. Гонкур, А. Доде, И. Тэн), а также с И. С. Тургеневым,
к-рый познакомил его с рус. лит-рой и стал его вторым лит. учителем. Тургеневу
М. посвятил первый сб. своих рассказов "Заведение Телье" (1881) и написал
о нём две статьи.


В лит-ру М. вошёл в 1880 книгой стихов
и новеллой "Пышка", отличавшейся резкой антибурж. направленностью и зрелым
мастерством, что стало характерным для дальнейшего творчества писателя.
За последующие 11 лет М. написал 6 романов, 18 сборников рассказов, книги
путевых очерков, пьесы, множество статей и др. произв. В 1891 писательский
путь М. трагически оборвался вследствие психич. заболевания.


М.- один из последних великих франц. реалистов
19 в. В основе его творчества - трезвое, без иллюзий, понимание сути господствующих
социальных отношений, фальши бурж. демократии и политиканства эпохи Третьей
республики, мерзости милитаризма и колон, авантюр. Остро ощущая духовное
убожество, пошлость, эгоизм собственников,


М. стремился противопоставить бурж. морали
близость к природе, правду ес-теств. чувств человека. Вместе с тем бесперспективность
историч. ситуации после поражения Парижской Коммуны 1871, воздействие позитивизма
порождали у М. пессимистич. мысли о невозможности изменения существующего
порядка вещей. В связи с этим человек у М. подчас оказывается непреодолимо
одиноким ("Одиночество"), беспомощным перед случайностью ("Ожерелье"),
болезнью, страстью ("Маленькая Рок"), смертью, перед общим неблагополучием
жизни. В иных случаях пессимизм М., разрушая утешит, иллюзии, оказывается
своеобразной формой социальной критики.


Задачу иск-ва М. видел в том, чтобы раскрывать
"беспощадную правду жизни", ратовал за объективность художника, ясность
и точность формы, простоту и выразительность языка, утверждал необходимость
строгого отбора фактов, с помощью к-рых художник создаёт не фотографию,
а воспроизведение жизни, "...более полное, более захватывающее, более убедительное,
чем сама действительность" (Поли. собр. соч., т. 8, М., 1958, с. 11).


Г. д е Мои ассан. "Милый друг". Илл. К.
И. Рудакова. Литография. 1935.


Новеллы М.- средство смелого и глубокого
исследования жизни. Разнообразные по тематике- и социальному лицу персонажей,
по способу повествования, по авторской интонации - от трагической ("В порту"),
элегической ("Менуэт") до открыто или скрыто иронической ("Заведение Телье"
и др.) и юмористической ("Мощи" и др.) - новеллы отличаются напряжённым
интересом к человеку, умением показать характер и чувства героев через
их действия, поступки, речевую манеру. М. создал целую галерею буржуа-обывателей,
частная жизнь к-рых демонстрирует духовное убожество, лицемерие чувств
и отношений ("Драгоценности", "Награждён!", "В лоне семьи", "Завещание"
и мн. др.). Утверждая красоту любви ("Лунный свет", "Счастье"), М. с горечью
изображал её профанацию, превращение в предмет купли-продажи или грязной
забавы ("Иветта", "Правдивая история" и др.). В рассказах из нар. жизни
М. показал не только жадность и темноту франц. крестьянина ("Бочонок",
"Дьявол" и др.), но и страшную судьбу людей, выброшенных на дно жизни ("Бродяга",
"Шкаф", "Нищий";; среди простых людей М. нередко находит нравств. чистоту
и человечность ("Папа Симона", "Дочка Мартена" и др.), искренний патриотизм
и способность к подвигу ("Пышка", "Мадемуазель Фи-фи", "Дядюшка Милон").


В первом романе "Жизнь" (1883) М. общечеловеческую
тему столкновения ро-мантич. мечты с грубой прозой жизни наполняет чётким
социально-ист, содержанием; судьба гл. героини с её чистотой и беззащитностью
воплощает трагедию человека в обществе бурж. практицизма. "Милый друг"
(1885) - история карьериста, вырастающая в памфлетно острое обличение политич.
нравов Третьей республики. Вторжение духа наживы и бурж. предпринимательства
в сферу семьи и интимных отношений составляет тему романов "Монт-Ориоль"
(1886) и "Пьер и Жан" (1887-88). Последние романы ("Сильна как смерть",
1889, "Наше сердце", 1890) отмечены сужением социального кругозора, перенесением
акцента на проблемы "чистой психологии".


Иск-ву М. свойственны строгая внутренняя
художеств, логика, сжатость, точность и ясность "подлинно французского
языка", по словам А. Франса. За внешней простотой его прозы скрыто сложное
мастерство сочетания и виртуозного использования лит. и речевых стилей,
всего богатства общенар. франц. языка. Мн. новеллы М. были инсценированы
и так же, как его пьесы (лучшая из них - комедия "Семейный мир" по его
же новелле "У постели", пост. 1893), ставились в парижских театрах ("Мадемуазель
Фифи", пост. 1896; "Иветта", пост. 1901; "Пышка", пост. 1902, и др.), на
рус. и сев. сцене ("Мадемуазель Фифи", 1914, "Милый друг" под назв. "Господин
Дюруа", 1951, и др.). Экранизации: франко-австр. "Милый друг", 1955; франц.
"Жизнь", 1958, и др.


Произв. М. были переведены и изданы в России
ещё в 19 в. Первым пропагандистом М. был И. С. Тургенев. Л. Н. Толстой
высоко ценил талант М., сумел понять его противоречия и духовную драму.
Значение М.-художника подчёркивали А. П. Чехов, А. И. Куприн, М. Горький,
А. В. Луначарский и др.


Соч.: (Euvres completes, ed. Libririe
de France, [t. 1 - 15], P., 1934 - 38; Crntes et nou-velles, v. 1 - 2,
P., 1956-57; Romans, P., 1959; Correspondence inecHte, rec. par A. Artinian
et E. Maynial, P., [1951]; в рус. пер.- Поля, собр. соч., т. 1 - 13, М.,
1938 - 50; Поли. собр. соч., [вступ. ст. Ю. Данилина], т. 1 - 12, М., 1958;
Избр. произв., [вступ. ст. А. Смирнова], Л., 1938; Избр. произв., т. 1
- 2, вступ. ст. Н. Хуцишвили, М., 1954.


Лит.: Толстой Л. Н., Преднсл. к
Соч. Гюп де Мопассана. Поли. собр. соч., т. 30, М., 1951; Франс А., Ги
де Мопассан и французские рассказчики, Собр. соч. в 8 тт., т. 8, М., 1960;
Р а с к и н Б., Ги де Мопассан, в сб.: Писатели Франции, М., 1964; Луначарский
А. В., Предпсл. к "Новеллам" Мопассана, Собр. соч. в 8 тт., т. 5,
М., 1965; Е в н и н а Е. М., Мопассан, в её кн.: Западно-европейский реализм
на рубеже XIX-XX веков, М., 1967, с. 42-80; Данилин Ю. И., Жизнь и творчество
Мопассана, М., 1968; Л а н у А., Мо-< пассан, М., 1971; Dumesnil R.,
Guy de Maupassant, P., 1947 (имеется лит.); Thoraval J., L'art de Maupassant
d'ap-res ses variantes, P., 1950; Vial A., Guy de Maupassant et 1'art du
roman, P., 1954 (име" ется лит.); Artinian A., Pour et centre< Maupassant,
P., 1955; L e m о i n e F., Guy de Maupassant, P., [1957]; Sullivan E.,
Maupassant. The short stories, N. Y., [1962]; I g n о t u s P., The paradox
of Maupassant, [L., 1966].

Б. Л. Раскин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я