МОНИЗМ

МОНИЗМ (от греч. monos - один, единственный),
способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой
основы ("субстанции") всего существующего и построения теории в форме логически
последовательного развития исходного положения. Противоположность М.- дуализм,
признающий
два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности
начал. М. первоначально имел форму наивного представления о "первовеществе",
из к-рого возникли все вещи, напр. "вода" (у Фалеса), "огонь" (у Гераклита).
Гл, проблему филос. М. составляет понимание взаимоотношения материального
и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в
духе материализма или идеализма. Материа-листич. М. выводит идеальное из
материального и противостоит как объективно-идеалистическому, так и субъек-тивно-идеалистич.
М. Разновидностью последнего является т. н. "нейтральный М." (махизм,
эмпириомонизм
и др.), пытающийся вывести и физическое и психическое из "нейтрального"
начала (напр., у Э. Маха - из "элементов"). Идеали-стич. М-, сталкиваясь
с принципиально неразрешимой задачей рационального обоснования "сотворения"
мира сознанием, духом, противоречит данным естествознания и логике. Дуализм,
исходящий яз идеи независимости материальной и духовной субстанций, не
может объяснить согласования физич. и психич. процессов в поведении человека
(Р. Декарт). В противоположность идеалистич. М. и дуализму материалистич.
М. рассматривает идеальное как свойство и функцию материи. Однако метафизич.
материализм, пытаясь связать идеальное непосредственно с природой, не может
объяснить как возникновение идеального из материального, так и превращение
идеального в материальную силу, довести принцип материалистич. М. до понимания
обществ, жизни. Высшей и единственно последовательной формой М. является
диалектический материализм, соединивший принцип материального единства
мира с принципом развития
и доказавший, что всё разнообразие явлений
природы, общества и человеческого сознания представляет собой продукт развивающейся
материи. Введение в философию категории практики позволило рассмотреть
противоположности материального и идеального как исторически возникающие
и превращающиеся друг в друга, объединить в едином воззрении учение о бытии
и о познании, довести здание материализма "до верху", придать ему действенный
характер, создать единую методологию революц. мышления и ре-волюц. действия.
Целостность учения марксизма-ленинизма - образец мони-стич. развития теории.
Диалектико-мате-риалистич. М.- не только мировоззренческий, но и логико-методологич.
принцип, требующий от теории раскрытия внутр. единства и связи явлений,
последовательного проведения определённой точки зрения на факты, систематич.
восхождения от абстрактного к конкретному, от общего закона к его особым
проявлениям.


Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс
К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Философские тетради,
Поли. собр. соч., 5 изд., т. -29; П л е х а-н о в Г. В., К вопросу о развитии
монистического взгляда на историю, М., 1949; Н а у-м е н к о Л. К., Монизм
как принцип диалектической логики, А.-А., 1968.

Л. К. Науменко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я