МОНАСТЫРИ

МОНАСТЫРИ (от греч. monasterion
-келья отшельника), в ряде религий общины монахов (муж. М.) или монахинь
(жен. М.), принимающие единые правила жизни (устав).


Древнейшие М. возникли в буддизме в
сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии. Сначала это были общины (сангхи) бродячих
отшельников, собиравшихся в убежищах (часто в пещерах); в эти общины принимались
все, независимо от обществ, положения, за исключением рабов, должников
и царских слуг. Постепенно характер общин (разбогатевших в значит, мере
благодаря дарениям царей, знати) изменился: первоначально обязат. принцип
нищенства стал фикцией, М. из убежища от мирской суеты превратились в идео-логич.
опору существующего строя. Вслед за Индией буддийские М. появились в Бирме
и Таиланде (2-3 вв. н. э.), Вьетнаме и Китае (4 в.), Корее и Японии (6-8
вв.), Индонезии (7 в.). Буддийские М. стали крупными феод, землевладельцами,
активно участвовавшими в поли-тич. жизни-гос-ва. В дальнейшем в связи с
усилением индуизма в Индии, конфуцианства и синтоизма в Японии, конфуцианства
в Китае влияние и число буддийских М. в этих странах сильно сократилось
(в Индии с 6-7 вв., в Китае с 9 в., Японии с 16 в., Юго-Вост. Азии с 12-14
вв.). Большую роль М. играли в Тибете, Монголии и др. районах Центр. Азии,
где буддизм распространился в форме ламаизма.


Христ. М. возникли первоначально как поселения
отшельников (в 3-4 вв. в Египте, где особенно активно действовал Антоний
Великий),
с 4 в.- как совместные поселения - киновийные (от греч. koinos bios - общая
жизнь), или общежительные М.; первый такой М. был осн. в Тавенне (Египет)
Пахомием.
В
4-5 вв. М. распространились в Палестине и Сирии, затем по всему Средиземноморью,
а также в Галлии и Ирландии. Монастырская жизнь регламентировалась уставом:
в визант. М. преим. уставом Василия Великого
(4 в.), позднее -уставом
Студийского М. в Константинополе (9 в.), в зап.-европ. М. в основном уставом
Бенедикта Нурсийского, основателя М. в Монтекассино (ок. 530, Италия),
положившего начало ордену бенедиктинцев.
Во главе католич. М. стояли
аббаты (или аббатисы), в православных - игумены (или игуменьи). В эко-номич.
отношении М. представляли собой хоз. самодовлеющие организмы. На самом
раннем этапе развития М. они создавались как коллективы подвижников, равных
между собой, обязанных трудиться (все они должны были заниматься физич.
трудом); идеологически первые М. давали иллюзорный выход для социального
протеста против существовавшего миропорядка. С развитием феодализма характер
М. изменился, внутри М. произошло расслоение, монахи стали разделяться
на ряд категорий - по своим функциям, социальному положению и связям, моральному
авторитету. Зап.-европ. монашество стало в значит, мере рекрутироваться
из рядов феодалов, монастырская верхушка вливалась в господствовавший класс.
В католич. М. физич. труд монахов с 10 в. был запрещён, с 11 в. наиболее
тяжёлые работы в земледелии, скотоводстве были переложены на особых работников
(кон-верзов) и на эксплуатируемое М. крепостное крестьянство. М. в процессе
развития феодализма превращались (в первую очередь за счёт крест, земель)
в крупных феод, землевладельцев. Зем. владения мн. ср.-век. М. достигали
сотен тыс. га (напр., в 9 в. франц. М. Сен-Жер-мен-де-Пре владел
430 тыс. га земли, Сен-Мартен - 810 тыс.
га). На монастырских
землях широкое распространение получила практика
прекариев. Королев,
власть содействовала укреплению католич. М., предоставляя им адм., податную,
суд. независимость (см. Иммунитет).
Визант. М. существенно отличались
от зап.-европейских: монахи могли распоряжаться имуществом, составлять
завещания, жили по большей части келейно, а не общежительно; визант. М.
до 14 в. не стали крупными зем. собственниками, экономически были подконтрольны
гос. власти. В 11-13 вв. наблюдался подъём монастырского х-ва в Зап. Европе.
Используя труд множества зависимых крестьян, как лично свободных, так и
работавших на барщине (напр., в крупных М. центр. Англии), М. расширяли
обрабатываемые площади, поднимая целину, расчищая леса, осушая болота.
Большое число М. представляло собой крупные х-ва с развитыми земледелием
и ремёслами. Расположенные на торг, путях, мн. М. рано начали втягиваться
в товарно-ден. отношения, вели торговлю солью, вином, хлебом и др., становились
центрами торгово-ростовщи-ческих сделок, своеобразными банками средневековья.
С развитием товарно-ден. отношений М., включившиеся в светскую жизнь, подвергались
"обмирщению", жизнь монахов утратила аскетич. характер первоначальных общин
(стали процветать разврат, обжорство, тунеядство). Укрепление католич.
М. в 11-13 вв. в большой мере было связано с Клюнийской реформой, сторонники
к-рой требовали в первую очередь восстановления сурового устава Бенедикта
Нурсийского.


На базе католич. М. возникали монашеские
ордена, ряд М. объединялся в конгрегации. С образованием в 12-13 вв. (в
условиях крестовых походов) духовно-рыцарских орденов возник новый
тип католич. М., предназначавшихся для поддержки крестоносцев; при М. устраивались
лазареты для раненых, пункты для обмена и выкупа пленных, убежища для паломников
и т. п. Создание т. н. нищенствующих орденов в 1-й пол. 13 в., в
период обострения социаль-но-политич. борьбы в связи с ростом то-варно-ден.
отношений, обусловило появление католич. М., тесно связанных с городом,
в число их важнейших задач входила борьба с нар.-еретич. движениями. Направлявшиеся
из этих М. в качестве миссионеров монахи нередко создавали в разных странах
новые, "дочерние", М., зачастую становившиеся опорными пунктами воен. захватов
и колонизации (см. Миссионерство). М. являлись оплотом папства в
его борьбе за по-литич. господство в Европе (тем самым они препятствовали
процессу централизации европ. гос-в).


Если в раннее средневековье, когда монополия
на образование принадлежала церкви, М. способствовали распространению грамотности,
книжного дела, художеств, ремесла (при М. функционировали монастырские
школы,
мастерские письма), то по мере роста светской культуры и освобождения
науки от теологич. оков, они становятся гл. центрами борьбы против науч.
мысли и передовых идей.


Сильное потрясение испытали католич. М.
в эпоху Реформации, сопровождавшейся ликвидацией на территориях,
где распространился протестантизм, монашества как особого института, закрытием
М. и секуляризацией их зем. владений (в Англии, скандинавских странах,
Нидерландах, части Швейцарии, Шотландии, нем. протестантских княжествах).
Новый подъём монастырского движения был связан с Контрреформацией, новые
М. со 2-й пол. 16 в. ставили своей гл. задачей подготовку церк. кадров
для борьбы с протестантами. М., и прежде всего М. иезуитов, служили
орудием клерикализма в борьбе против прогрессивных сил. Большой удар по
М. был нанесён бурж. революциями 18-19 вв. (особенно Великой франц. революцией).
Однако в связи с ростом революц. рабочего и демократич. движения бурж.
реакция восстановила в ряде стран многие ранее упразднённые М. С кон. 19
в. число М. стало расти, а их реакц. деятельность (борьба против рабочего
демократич. движения, социализма) приобрела широкий размах. В 20 в. нек-рые
протестантские церкви (англиканская, ряд евангелич. церквей в США и др.),
раньше решительно отвергавшие М., допустили их появление.


В историч. лит-ре нередко М. называют обители
мусульм. дервишей, а самих дервишей причисляют к монахам; но это утверждение
неточно (см. в ст. Монашество).


В большинстве совр. капиталистич. стран
М. перестали играть роль самостоят, хоз.-экономич. единиц. Накопления,
производимые в М., сосредоточиваются у монашеских орденов, к-рые пускают
капиталы в оборот - вкладывают в банки, предприятия, торговлю, гл. обр.
путём приобретения пакетов акций. Ликвидировано крупное землевладение М.,
их деятельность регулируется гос. установлениями, значительно сократилась
численность их обитателей, нек-рые М. прекратили существование. В 60-70-х
гг. 20 в. мн. М. оказались под воздействием процессов модернизации католич.
церкви. В соответствии с решениями 2-го Ватиканского собора 1962-65 М.
обязаны, особенно в районах миссионерства, считаться с местными традициями
и обычаями.


Согласно офиц. данным 1972, в мире насчитывается
25 тыс. мужских и 100 тыс. женских католич. М.(но в каждом из них, особенно
в женских, число обитателей невелико: 10-20 чел.). Зап.-европ. М. являются
активными проводниками политики клерикализма.


В СССР церковь отделена от гос-ва; небольшое
число существующих здесь православных М. являются чисто религиозными opr-циями.
В европ. социалистич. странах М. как крупные зем. собственники ликвидированы,
были изданы постановления, ограничивающие зем. участки М.: в Албании -
27 мая 1946, в Болгарии - 12 марта 1946, в Венгрии -15 марта 1945, в Польше
- в марте 1950, в Чехословакии - 14 и 18 окт. 1949, в Югославии - в 1945.
В Румынии (где крупное монастырское землевладение было ликвидировано ещё
во 2-й пол. 19 в.) с.-х. имущество М., согласно закону об агр. реформе
(от 23 марта 1945), не подлежало отчуждению и оставалось за прежними собственниками.
В ГДР (где монастырское землевладение в целом незначительно ввиду преобладания
протестантизма) по агр. реформе 1945 было признано целесообразным не проводить
конфискации зем. собственности М.


В социалистич. гос-вах Азии М. также перестали
являться крупными землевладельцами. В МНР ещё в дек. 1928 решением Великого
нар. хурала крупная феод, собственность (в т. ч. монастырская) подлежала
конфискации. В ДРВ по закону об агр. реформе от 4 дек. 1953 земли М. подлежали
реквизиции или продаже в принудит, порядке. В КНДР закон от 5 марта 1946
запрещал монастырские владения св. 5 чонбо (1 чонбо = = 0,99 га). В
КНР в соответствии с законом об агр. реформе (июнь 1950) земли М. подлежали
реквизиции и распределению между безземельными и малоземельными крестьянами.


Г. Ф. Ильин, Б. Я. Ромм.


М. в России появились в 11 в. в связи с
принятием христианства. Они основывались вблизи городов князьями и боярами,
жаловавшими им земли, ссужавшими деньгами и предоставлявшими им судебные
и податные привилегии. М. сыграли важную роль в укреплении и развитии феод,
отношений на Руси. В первые века после крещения Руси М. были центрами распространения
письменности, вели летописи, собирали библиотеки. В 11-12 вв. наибольшее
значение приобрёл Киево-Печерский М. Наряду с крупными М. (Киево-Печер-ским,
Новгородским Юрьевым и др.) в 12-13 вв. распространение получили мелкие
М., имевшие по 3-5 монахов-отшельников. Во 2-й пол. 14 в. митрополит Алексей,
Сергий Радонежский и их ученики провели реформу М.- монахи были переведены
на общежительный устав. Роль М. в экономич., политич. и церк. жизни заметно
возрастает. В 14-15 вв. возникли Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский,
Соловецкий, Спасо-Евфимиев и др. крупные М.; в 16 в. на С., в Подвинье,-
Антониево-Сийский М.; в Поволжье, после завоевания Казани, центр. М. основывают
свои филиалы в целях христианизации местного населения. По подсчётам историка
С. Б. Веселовского во 2-й пол. 16 в. в России было не менее 200
М. Они расширяли свои владения, осуществляли покупки и вымогали земли под
видом вкладов, просили государственные пожалования, захватывали окрестные
черносошные земли. На этой почве происходили острые столкновения М. с крестьянами.
М. опутывали крестьян сетью долговых обязательств (чсеребренечество").
В кон. 15-16 вв. рост монастырского землевладения начал тревожить великокняжескую
власть, испытывавшую затруднения в изыскании земель, удобных для испо-мещения
служилого дворянства. В 1503 на церк. соборе был поставлен вопрос о ликвидации
церк. и монастырского землевладения. В дальнейшем споры вокруг вопроса
о допустимости М. владеть населёнными крестьянами сёлами развернулись между
нестяжателями
и
иосифлянами.
На Стоглавом соборе (1551) было решено ограничить приобретение
земель монастырями. В 1572 пр-во запретило производить зем. вклады в крупные
М., а в 1581 на церк. соборе было принято решение о безусловном запрещении
М. приобретать земли. Вводя монастырскую запашку, увеличивая повинности,
развивая ростовщическую деятельность, М. усиливали эксплуатацию крестьян.
Крестьянские волнения произошли в 1594-95 в вотчинах
Иосифо-Волоколамского
монастыря,
где монастырские власти перевели крестьян с оброка на барщину
и проводили принудительное кредитование под высокие проценты. Во время
крестьянского восстания И. И. Болотникова (1606-07) М. деятельно помогали
пр-ву Василия Шуйского в подавлении крест, движения. Оправившись после
экономич. разрухи, нанесённой Крест, войной и иностр. интервенцией нач.
17 в., М. вновь стали к сер. 17 в. серьёзной экономич. и политич. силой.
Пр-во Алексея Михайловича, идя навстречу пожеланиям дворянства и
верхушки посада, Со-борным уложением 1649 запретило М. покупать
и брать в заклад вотчины, был организован особый Монастырский приказ.
Рост
М. сократился при Петре I, к-рый взял под контроль монастырские доходы,
запретил М. скупать земли. В 1764, в связи с ростом стихийных волнений
монастырских крестьян, была произведена секуляризация монастырских
земель, переданных в Коллегию экономии (в Курской и Воронежской губ. секуляризация
была проведена в 1786-1788). Однако в 19 в. в царствования Александра I
и Николая I M. снова получили пахотные земли и угодья. Соловецкий, Спасо-Евфимиев
и др. М. использовались как места заключения лиц, обвиняемых в религ. свободомыслии.
На терр. многонац. Российской Империи имелись также буддийские и католич.
М. К 1917 в России насчитывалось 1025 православных М., в к-рых было ок.
100 тыс. монахов, монахинь и "послушников". М. в 1910 владели 739 тыс.
десятин земли в 50 губерниях Европ. России, они получали значит,
ден. доход (Троице-Сергиева лавра - ок. 1,5 млн. руб. в год). М. враждебно
встретили Октябрьскую революцию 1917, в годы Гражд. войны 1918-20 служили
оплотом контрреволюции. Декретом Сов. пр-ва от 20 янв. (2 февр.) 1918 церковь
была отделена от гос-ва, а имущество М. объявлено народным достоянием.
Земли М. были розданы крестьянам, многие здания М. отведены под школы,
больницы, клубы и музеи. В СССР имеется неск. православных М. с небольшим
числом монахов. М. являются чисто религ. орг-циями.


Монастырь Санкт-Галлен (Швейцария). План
ок. 820: 1 -средний неф базилики; 2 - боковые нефы; 3-трансепт;
4-восточная
апсида; 5 - хор; 6 - западная апсида; 7 - главный алтарь;
8
-
дворики; 9-башни; 10-клуатр;
11-спальня монахов;
12-трапезная;
13-погреб; 14-кухня и хозяйственные службы; /5-жилище аббата;
16
-школа; 17 - странноприимный дом; 1 8 - больница; 19
-
дом послушников;
20 - капеллы; 21-кладбище; 22 - 24 - сады
и огороды.

В. И. Корецкий.


Архитектура М. отразила многообразие их
функций и их менявшуюся роль в обществ, жизни. Во 2-й пол. 1-го .тыс. до
н. э. в Индии появились буддийские М., распространившиеся в странах Юж.
и Вост. Азии. Пещерные М. (гл. обр. на 3. Индии - в Аджанте, 2 в. до н.
э.-7 в. н. э., Карли, 1 в. до н. э., Багхе, ок. 400-700) включали вырезанные
в скале молитв, залы (чайтъя) со ступами, кельи, а позже
монашеские общежития (вихара), трапезные, б-ки; аналогичны пещерные М.
Китая (Цяньфодун близ Дунъхуана, 353-366). М. из наземных построек,
известные в Индии (Наланда, осн. в 427), в Китае приобрели характер комплекса
храмов, молитвенных, жилых и мемориальных пагод (Лингусы в Нанкине, 14-17
вв.) или регулярного осевого ансамбля смежных дворов и деревянных храмов-павильонов.
В Японии и Юго-Вост. Азии получили развитие ансамбли деревянных монастырских
зданий (Салин в Мандалае, 2-я пол. 19 в.; илл. см. т. 3, табл. XXIV, стр.
305). Ламаистские М. Тибета строились по строгим канонам и окружались стенами
(Самье в верховье р. Цангпо, сер. 8 в., с главными зданиями, помещёнными
на оси В.- 3.); обычно они располагались амфитеатром на склонах гор. В
Монголии М. распространились с кон. 16 в.; наряду с М. типа "хуре" (кольцевой
план к-рых связан с кочевым укладом) и юртообразными деревянными храмами
строились М. китайского ("сумэ"), тибетского ("хит") и смешанных типов
(Да-Хуре в Улан-Баторе, с 1651 кочевой, с 1779 оседлый: Чойчжин-Ламайн-сумэ
в Улан-Баторе, 1904-08; Амур-Баясхулан-ту-хит, 17 -18 вв.). В 18 в. ламаистские
М. распространились в Бурятии ("дацаны" - обширные регулярные комплексы
ярусных храмов и домов лам) и Калмыкии ("хурулы"-комплексы войлочных кибиток,
деревянных и каменных храмов, молелен, жилых домов).


Христианские комплексы М. появились в Вогт.
Рим. империи в коптском Египте в 4-5 вв. (Бауит, 4 в.; Белый М., ок. 440;
Красный М., 5 в.); к др.-вост. укреплениям восходят суровые, высокие, сужающиеся
кверху стены, внутри к рых -церкви (3-нефные базилики), помещения для жилья,
трапезы, чтения. Этот тип развивался в ряде стран Сев. Африки (Тебесса
в Алжире, 5-6 вв.) и Передней Азии (Калат-Семан в Сирии, 5-6 вв.).


В 6-9 вв. сформировались архит. тип и планировка
зап.-европ. католич. монастырского комплекса (сохранился план М. Санкт-Галлен
в Швейцарии, ок. 820). В окружённом стенами регулярно распланированном
М. доминировала церковь, к к-рой примыкал (обычно с Ю.) дворик-клуатр
с
галереями. Вокруг клуатра располагались зал капитула, трапезная (рефекторий),
спальня (дор-миторий) - чаще всего 2-нефные залы; в продуманном порядке
размещались хоз. двор с мастерскими и службами, кладовые, больница, странноприимный
дом. Композиция М. варьировалась различными орденами. М. и монастырские
церкви 11-12 вв. (Сент-Олбанс в Англии, 1077-88; Клюни в Бургундии,
1088- 12 в., церковь Марии на оз. Лах в Германии, 1093-1156, илл. см. т.
2, табл. XXVII, стр. 256-257) принадлежат к наиболее значительным архит.
памятникам романского стиля. В эпоху готики типы монастырских сооружений
повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки и т. д.); с экспансией
нем. ордена связаны М.-замки, где клуатр и залы включены в единый объём
(Верхний замок в Мальборке, Польша, конец 13-14 вв.).


Православные М. Византии, балканских славян,
Руси и Грузии и армянские М. имели более свободную и разнообразную планировку,
складывавшуюся часто в течение веков (визант. монастыри-Хора в Константинополе,
5-15 вв., и на п-ове Айон-Орос; Санаин, илл. см. т. 2, вклейка к
стр. 241; Бачково в Болгарии, 11-19 вв.; Киева Печерская лавра, Ге-латский
монастырь).
Комплекс окружали стены с бащнями; вдоль стен располагались
кельи, в центре - собор, трапезная, колокольня, колодец. Архит. формы служебных
и хоз. построек (больниц, бань, прачечных) часто связаны с нар. зодчеством.
В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные М., вырезанные
в скалах (Давид Гареджа, Гегард). Рус. М., постепенно расширяясь
и обстраиваясь, превратились в живописнейшие архит. ансамбли, объединившие
произв. многих эпох. При основании и расширении М. учитывались их расположение
(при слиянии рек, у озера, на острове и т. д.), природное окружение, характер
рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом. Оборонные функции
определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра; Кирилло-Белозерский
монастырь
в Кириллове). Построенные вокруг городов или в их черте М.
образовывали оборонит, линию и являлись узлами гор. планировки (моек. М.
16-17 вв.- Донской монастырь, Новодевичий монастырь и др., служившие
крепостями на подступах к столице). Архит. формы рус. М. до сер. 16 в.
были строгими, лаконичными, а к кон. 17 в. обогатились красочным узорочьем.
Пространств, композиция и силуэт М. активно участвовали в формировании
облика городов.


Монастырь Маулы брони (ФРГ). 12 - 14 вв.


Боровский Пафнутьев монастырь близ Боровска.
15 - 17 вв. План: 1- Рождественский собор; 2 - трапезная;
3
-
колокольня; 4-кельи; 5 -больничная палата.


В периоды Возрождения и особенно барокко
М.-крепости, особенно характерные для дальних колоний (Актопан в Мексике,
1546-74), уступали место парадным ансамблям М.-дворцов, часто построенным
компактно, по единому плану (Эскориал, Мельк, Смольный М.). В 19-20
вв. новые М. строятся редко (монастырь Ла-Турет в Эвё, Франция, 1956-59,
арх. Ле Корбюзье). Многие как христианские, так и буддийские М. стали музеями
веками накопленных богатств архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного
иск-ва.

М. И. Андреев.


Лит.: Звери некий В., Материал для
историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской
империи, т. 1 - 3, СПБ, 1890-97; Денисов Л. И., Православные монастыри
Российской империи, М., 1908; Череп-н и н Л. В., Образование Русского централизованного
государства в XIV-XV вв., М., I960; Тихомиров М. Н., Монастырь-вотчинник
XVI в., в сб.: Исторические записки, т. 3, М., 1938; К о р е ц к
и и В. И., Борьба крестьян с монастырями в России XVI - начала XVII вв.,
в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 6, М., 1958; Б у-довниц И.
У., Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв., М., 1966;
Ильин М. А., К истории архитектурной композиции русских монастырей XVII
века, в кн.: Ежегодник Института истории искусств. 1954, М., 1954; В г
а и п-е 1 s W., Abendlandische Klosterbaukunst, Koln, 1969.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я