МОНАДА

МОНАДА (от греч. monas, род. падеж
monados - единица, единое), понятие, используемое в ряде филос. систем
для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это
понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа было впервые введено
пифагореизмом,
видевшим
в числе и пропорции первооснову вещей. От пифагорейцев понятие М. перешло
к Платону (диалог "Филеб"), а от Платона - в неоплатонизм,
где получило
пантеистич. истолкование как Первоединое, раскрывающее и воспроизводящее
себя во множестве вещей посредством эманации.


В философию нового времени понятие М. вошло
в пантеистич. интерпретации Николая Казанского и Дж. Бруно. У
Бруно М. отражают бесконечную вселенную в соответствии с принципом единства
микрокосма и макрокосма. В 17 в. понятие М. играет существ, роль в философии
исп. схоласта Ф. Суареса, англ, платоника Генри Мора, нем. натурфилософа
Ф. М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей филос. системы у
Т.Лейбница,
разработавшего
спец. учение о М.-"монадологию". По определению Лейбница, М.-это первичная
простая (неделимая) активная субстанция, имеющая духовную природу, воспринимающая
и отражающая в себе весь мир. Монад бесчисленное множество, и все они находятся
друг к другу в отношении предустановленной гармонии. Духовная природа
М. исключает их взаимодействие, поэтому гармония между ними сводится к
предустановленной богом согласованности. Будучи классич. учением объективного
идеализма, "монадология" Лейбница сыграла в то же время важную роль в распространении
динамического, диалектич. взгляда на природу. В ней содержались такие идеи,
как принцип всеобщей взаимосвязи вещей, принцип единообразия законов природы,
принцип сохранения, идея всеобщей изменчивости и саморазвития и др. После
Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистич. рационализма школой
X. Вольфа.
В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем.
философов И. Гербарта,
Г. Лотце и др., в 20 в.- в философии
Э. Гуссерля (Германия), А. Уайтхеда (Великобритания), Р. Хёнигсвальда (Германия
- США). Монадологич. подход лёг в основу филос. взглядов ряда представителей
персонализма
(Ш.
Ренувье, X. Карр, Дж. Мак-Таггарт и др.).


Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч.,
5 изд., т. 29, с. 67-76; С г am e r W., Die Monade. Das philosophische
Problem von Ursprung, Stuttg., 1954; Heimsoeth H., Atom, Seele, Monade...,
Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W.-Munch., 1965.

Г. Г. Майоров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я