МОЛЬЕР

МОЛЬЕР (Moliere) (псевд.; наст,
имя и фам. Жан Батист П о к л е н, Poque-lin) (15.1.1622, Париж,-17.2.1673,
там же), французский драматург, актёр, театральный деятель. Создатель жанра
"высокой комедии", открывшей пути для последующего развития реалистич.
драматургии. Сочетая лучшие традиции франц. народного театра с передовыми
гуманистич. идеями, унаследованными от эпохи Возрождения, используя опыт
классицизма, М. создал новый тип комедии, обращённой к современности, разоблачающей
социальные уродства дворян-ско-бурж. общества. В пьесах, отражающих "как
в зеркале, всё общество", М. выдвигал новые художеств, принципы: жизненная
правда, индивидуализация персонажей при яркой типизации характеров и сохранении
сценич. формы, передающей жизнерадостную стихию площадного театра.


М. родился в семье королевского обойщика
и мебельщика Ж. Поклена. После окончания Клермонского коллежа (1639) решил
посвятить себя театру. В 1643, приняв псевдоним, организовал вместе с неск.
актёрами и любителями "Блистательный театр". Но слабый в драматургич. отношении
устарелый репертуар привёл к краху нового начинания, и М. с товарищами
был вынужден покинуть Париж. Актёры стали выступать в провинции перед демократич.
аудиторией, для к-рой М. начал сочинять небольшие весёлые комедии в духе
нар. фарса и традиций комедии дель арте. Сюжеты первых больших комедий
М.- "Шалый" (пост. 1655, изд. 1663), "Любовная досада" (пост. 1656, изд.
1663) - основаны на итал. пьесах, существенно переработанных драматургом.
В "Шалом" создан образ слуги Маскариля, олицетворяющего нар. ум, энергию
и жизнерадостность. Маскариль во многом определил общую тональность драматургии
М. и открыл в ней галерею образов слуг. Успех М. и его труппы в провинции
(1645-58) сделал возможным возвращение театра в Париж. Первый спектакль,
данный в королевском дворце, вызвал благосклонность Людовика XIV, и это
определило судьбу театра. Комедии М., начиная с пьесы "Смешные жеманницы"
(пост. 1659, изд. 1660), наносили удары салонно-аристократич. прециозному
иск-ву, утверждая жанр комедии, постепенно обогащающейся правдой психологич.
переживаний, социальной сатирой и гуманистич. моралью. Эти черты жанра
нашли выражение уже в первой "высокой комедии" М.-"Школе жён" (пост. 1662,
изд. 1663), в центре к-рой - образ деспотии, буржуа, сторонника собственнич.
патриархальной морали Арнольфа. "Школа жён", имевшая огромный успех у демократич.
зрителя, вызвала резкие нападки со стороны аристократов и консервативных
литераторов и актёров. В ответ М. поставил на сцене две короткие пьесы
- "Критика „Школы жён" (пост, и изд. 1663) и "Версальский экспромт" (пост.
1663, изд. 1682); в них он выразил свои эсте-тич. взгляды.


Дом Мольера в Отёп. Гравюра 18 в.


П. С. Молчанов.


Мольер.


Дарование М. достигло расцвета в комедиях
"Тартюф" (пост. 1664 и немедленное её запрещение; пост, и изд. 1669),


М о л ь е р. "Мизантроп". 1734. Резцовая
гравюра Л. Кара по рисунку Ф. Буше.


"Дон Жуан" (пост. 1665, изд. 1683), "Мизантроп"
(пост. 1666, изд. 1667), направленных против лицемерия, прикрывающегося
набожностью и показной добродетелью, против духовной опустошённости и наглого
цинизма аристократии. Герои этих комедий приобрели огромную силу социальной
типизации. В. Г. Белинский писал, что М. в "Тартюфе" смог "...страшно поразить,
перед лицом лицемерного общества, ядовитую гидру ханжества..." (Поли. собр.
соч., т. 6, 1955, с. 370). Ожесточённая борьба за "Тартюфа" длилась пять
лет. Враги М. добились снятия со сцены комедии "Дон Жуан", с её резкой
критикой дворянской распущенности и чертами свободомыслия. Обличение общественного
зла содержит комедия "Мизантроп", герой к-рой Альцест гневно осуждает пороки
господствующих сословий. Решительность, -бескомпромиссность М. особенно
ярко проявлялись в характерах людей из народа-деятельных, умных, жизнерадостных
слуг и служанок, исполненных презрения к праздным аристократам и самодовольным
буржуа.


Мольер. Сцена из спектакля "Тартюф". Театр
"Комеди Франсез". 1954.


Дорина, Николь, Туанетта остроумно высмеивают
ханжество Тартюфа и легковерие Оргона, комич. страсть господина Журдена
стать дворянином или нелепое самовозвеличение Аргана ("Мещанин во дворянстве",
пост. 1670, изд. 1671; "Мнимый больной", пост. 1673, изд. 1674).


При всей живости, эмоциональности творчества
М. важнейшей чертой его была интеллектуальность. Рациона листич. метод
способствовал глубокому анализу характеров и жизненных конфликтов, композиц.
чёткости построения комедий. Исследуя широкие пласты жизни, М. отбирал
черты, необходимые для изображения определённых типов и данной все-покоряющей
страсти. Особенно показателен в этом отношении "Скупой" (пост. 1668, изд.
1669). Подняв франц. комедию до уровня большого иск-ва, М. сохранил её
органич. связь с нар. фарсом (напр., "Проделки Скапена", пост, и изд. 1671).


В России первые переводы комедий М. появились
в нач. 18 в. В мольеровских спектаклях выступали виднейшие рус. и сов.
актёры (И. А. Дмитревский, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, К. С. Станиславский,
Ю. М. Юрьев, В. О. Топорков и др.). После Окт. социалистич. революции комедии
М. получили особую популярность и прочно вошли в репертуар сов. театров.
Острая сатирич. направленность и яркий оптимизм театра М. вызывают живой
отклик у многонац. зрителя Сов. Союза.


Соч. в рус. пер.: Поли. собр. соч.. т.
1-4, М., 1965 - 67.


Лит.: Мокульский С., Мольер. Проблемы
творчества, Л., 1935; Булгаков М., Жизнь господина де Мольера, М., 1962;
Бояджиев Г., Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии,
[М., 1967]; его же, Мольер на советской сцене, М., 1971; Brisson P., Moliere,
sa vie dans ses oeuvres, P., 1942; Audiberti J., Moliere dramaturge, P.,
1954; Romano D., Essai sur le comique de Moliere, Berne, 1960; "Europe",
1966, № 441 -442 (№ посвящён Мольеру); J u r g e n s M., Maxfield-Miller
E., Cent ans de recherches sur Moliere, [P.], 1963; В r e t t V.. Moliere,
Praha, 1967; Le petit Moliere (1673 -1973), P., 1973.

Г. Н. Бояджиев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я