МОДУЛЯЦИЯ

МОДУЛЯЦИЯ в музыке, смена тональности
со смещением тоники (тональная М.). В обычной функциональной М. связь тональностей
устанавливает общий для них посредствующий аккорд, меняющий свою функцию
при появлении гармонич. оборота, характерного для новой тональности. Решающее
значение приобретает модулирующий аккорд с соответствующей альтерацией.


Особый вид функциональной М.-энгармоническая
М. (см. Энгармонизм), в к-рой посредствующий аккорд оказывается
общим для обеих тональностей благодаря энгармоническому переосмыслению
его структуры. Такая М. легко связывает отдалённые тональности и часто
производит впечатление неожиданного крутого модуляционного поворота.
Таблица XXV



К ст. "Модерн"-. 1. И. М. О л ь
б р и х. Выставочное здание и "Свадебная башня" в Дармштадте. 1907-08.
2. В. Орта. Особняк в Брюсселе. Ок. 1900. 3. А. Г а у д и. Жилой дом Каса
Батло в Барселоне. 1905-07. 4. А. Э н д е л л ь. "Пёстрый театр" в Берлине.
1901. 5. Лестница в особняке Рябушинского в Москве (1902-06, архитектор
Ф. О. Шехтель). 6. Ф. О. Шехтель. Здание типографии "Утро России" в Москве.
1907. 7. И. М. О л ь б р и х. Универсальный магазин "Тиц" в Дюссельдорфе.
1908. 8. Ч. Р. Макинтош. Столовая на выставке в Берлине. 1906.
Таблица XXVI



К ст. "Модерн"-. 1. Л. С. Бакст.
"Ужин". 1902. Русский музей. Ленинград- 2. Ф. Ходлер. "День". 1898-1900.
Художественный музей. Берн. 3. ф. О. Ш е х т е л ь. Фонарь у входа в Московский
Художественный театр. 1902. 4. X. в а н де В е л д е. Фолькванг-музей i
Хагене (Германия). 1901-02 ("Фонтан коленопреклонённых"-мрамор, 1898, скульптор
Ж. Минне). S. А. Г а у д и. Лестница в парке Гуэль в Барселоне. 1903. 6.
Р. Л а л и к (Франция). Ваза. Стекло. Музей декоративных искусств. Париж.
7. Р. Л а л и к. Брошь. Серебро, жемчуг. Ок. 1900. Художественно-промышленный
музей города Цюриха. 8. О. Делаэрш (Франция). Ваза. Керамика. Музей декоративных
искусств. Париж.


Большое значение в М. имеют мело-дич. связи
аккордов, естественное голосоведение. Они могут играть ведущую роль
в М., отстраняя на задний план функциональные связи аккордов и даже совсем
их заменяя. Такая мелодико-гар-монич. М. без общего аккорда наиболее характерна
при непосредств. переходе в отдалённую тональность, в к-ром связующим звеном
служит только модулирующий мелодически-подводящий аккорд. В одноголосном
(или октавном) движении встречается мелодическая М. (как таковая, без гармонии),
к-рая может идти и в далёкую тональность.


М. без всякой подготовки, с непосредств.
утверждением новой тоники, наз. сопоставлением тональностей. Она обычно
применяется при переходе к новому разделу формы, однако изредка встречается
и внутри построения.


От тональной М. отличается л а д о-вая
М., в к-рой без смещения тоники происходит только перемена наклонения лада
в одноимённой тональности (см. Наклонение в музыке).


Лит.: Р и м а н Г., Систематическое
учение о модуляции..., пер. с нем., М., 1929; Римский-Корсаков Н. А., Учебник
гармонии, Поли. собр. соч., т. 4, М., 1960; Т ю л и н Ю., Учебник гармонии,
ч. 2, М., 1959.


Ю. Н. Тюлин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я