МОДЕРНИЗМ

МОДЕРНИЗМ (франц. modernisme, от
moderne -новейший, современный), главное направление бурж. иск-ва эпохи
упадка. Первым признаком начинающегося падения художеств, культуры в наиболее
развитых капиталистич. странах было академич. и салонное повторение прежних
стилей, особенно наследия Ренессанса, превратившегося в школьную азбуку
форм. Такое эпигонство заметно в иск-ве сер. и 2-й пол. 19 в. Однако на
смену бессильному повторению традиц. форм приходит воинственное отрицание
традиции-явление, аналогичное новым течениям в бурж. политике и философии.
На место мещанской морали становится декадентский аморализм, на
место эстетики бесплотных идеалов, извлечённых из художеств, культуры античности
и Возрождения,- эстетика безобразия. Прежняя вера в "вечные истины" классовой
цивилизации сменяется обратной иллюзией ложного сознания - релятивизмом,
согласно к-рому истин столько же, сколько мнений, "переживаний", "экзистенциальных
ситуаций", а в историч. мире -каждая эпоха и культура имеют свою неповторимую
"душу", особое "видение", "коллективный сон", свой замкнутый стиль, не
связанный никаким общим художеств, развитием с др. стилями, одинаково ценными
и просто равными. М. исторически сложился под знаком восстания против высокой
оценки клас-сич. эпох, против красоты форм и реальности изображения в иск-ве,
наконец, против самого иск-ва. Это абстрактное отрицание явл. наиболее
общим принципом т. н. "авангарда". По словам теоретика М.-исп. философа
Ортеги-и-Гасета,
новое иск-во "состоит целиком из отрицания старого". Можно различно
оценивать это движение, но существование определённой грани, отделяющей
новый взгляд на задачи художника от традиц. системы художеств, творчества,
общепризнано. Спорят лишь о том, где пролегает эта грань - в 60-80-х гг.
19 в., т. е. в эпоху франц. декадентства, или позднее, в эпоху кубизма
(1907 -14). Лит-pa модернистского направления оценивает эту грань как
величайшую "революцию в иск-ве". Марксистская лит-pa, напротив, уже в кон.
19 в. (П. Лафарг, Ф. Меринг, Г. В. Плеханов) заняла по отношению к М. отрицат.
позицию, рассматривая егс как форму разложения бурж. культуры.


Эта оценка как бы противоречит двум фактам.
Во-первых, основателями М. в 19 в. были поэты и художники большого таланта,
создавшие произведения, способные сильно действовать на ум и чувство современников,
несмотря на присут-

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я