МОДЕРАТОР

МОДЕРАТОР (лат. moderator, от то-deror
- умеряю, сдерживаю), приспособление, предназначенное для приглушения звука
в пианино и роялях. Состоит из деревянной планки, расположенной поперёк
всех струн, и рычага управления.

<"МОДЕРН", стиль "модерн" (франц.
moderne - новейший, современный), одно из названий стилевого направления
в европ. и амер. иск-ве кон. 19 -нач. 20 вв. В Бельгии, Великобритании
и США оно известно как "новое иск-во" (Art Nouveau), в Германии - "югенд-стиль"
(Jugendstil), в Австрии - "стиль Сецессиона" (Sezessionstil), в Италии
-"стиль Либерти" ("stile Liberty"), в Испании - "модернизм" (modernismo).
"M." возник в условиях кризиса бурж. культуры как один из видов неоромантич.
протеста против антиэстетичности бурж. образа жизни, как реакция на господство
позитивизма и прагматизма. Эстетика "М." развивала идеи символизма и
эстетизма, "философии жизни" Ф. Ницше. "М.", по мысли ряда его теоретиков
(бельгиец X. К. ван де Велде, опиравшийся на социалистич. утопии У. Морриса),
должен
был стать стилем жизни нового, формирующегося под его воздействием общества,
создать вокруг человека цельную эстетически насыщенную пространств, и предметную
среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза иск-в, новых,
нетрадиционных форм и приёмов, совр. материалов и конструкций. Наиболее
последовательно "М." осуществил свои принципы в узкой сфере создания богатых
индивидуальных жилищ. Но в духе "М.", стремившегося стать универсальным
стилем своего времени, строились и многочисл. деловые, пром. и торг, здания,
вокзалы, театры, мосты, доходные дома. "М." пытался преодолеть характерное
для бурж. культуры 19 в. противоречие между художеств, и утилитарным началами,
придать эстетич. смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить
к иск-ву все сферы жизни и сделать человека частицей художеств, целого.
Стремление изменить иск-вом мир в рамках капиталистич. общества было глубоко
утопичным. Практически же "М." явился первым относительно цельным стилем
художеств, оформления различных сфер бурж. быта.


"М." противопоставил эклектизму 19 в. единство,
органичность и свободу развития стилизованной, обобщённой, ритмически организованной
формы, назначение к-рой - одухотворить материально-вещную среду, выразить
тревожный, напряжённый дух переломной эпохи. Период становления "М." (рубеж
19 -20 вв.) отмечен нац.-романтич. увлечениями, интересом к ср.-век. и
нар. иск-ву. Для этого этапа характерно возникновение художеств.-ремесленных
мастерских (прообразами их были мастерские русского Севера". Журнал "Мир
искусства". 1904.


"Модерн". Графика. Слева- Я. Т о р о п.
Рекламный плакат. Цветная литография. Около 1897. В центре-И. X о ф м а
н. Виньетка для журнала "Вер сакрум". 1898. Справа - И. Я.


Б и л и б и н. Титульный лист к статье
"Народное творчество


У. Морриса, 1861, и "Выставочное общество
искусств и ремёсел", 1888, в Великобритании), часто противопоставлявших
себя капиталистич. индустрии: "Объединённые художественно-ремесленные мастерские"
(1897) и "Немецкие мастерские художественных ремёсел" (1899) в Германии;
"Венские мастерские" (1903) в Австрии; мастерские в Абрамцеве (1882)
и Талашкине (ок. 1900) в России. Зрелый "М." (кон. 1900-х и 1910-е гг.)
приобрёл черты интернац. стиля, основанного на применении принципиально
новых художеств, форм. Быстрому распространению "М." способствовали журналы
"Revue blanche" (1891, Париж), "The Studio" (1893, Лондон), "The Yellow
Book" (1894, Лондон), "Jugend" (1896, Мюнхен), "Deutsche Kunst und Dekora-tion"
(1897, Дармштадт), "Ver Sacrum" (1898, Вена), "Mup искусства" (1898/99,
Петербург).


В противоположность эклектизму с его интересом
к достоверности воспроизведения отд. деталей ист. и нац. стилей "М." хотел
возродить дух стилевого единства художеств, организмов, присущий ср.-век.
или нар. иск-ву, общность и взаимовлияние всех видов иск-ва. Это предопределило
появление нового типа художника-универсала, соединившего в одном лице архитектора,
графика, живописца, проектировщика бытовых вещей и часто теоретика. Идея
синтетич., цельного произведения иск-ва (Gesamtkunstwerk) ярче всего воплощена
в архитектуре интерьеров, лучшие образцы к-рых отличаются ритмич. согласованностью
линий и тонов, единством деталей декора и обстановки (обои, мебель, лепнина,
панели, арматура светильников), целостностью однородного перетекающего
пространства, усложнённого и расширенного зеркалами, многочисленными дверными
и оконными проёмами, живописными панно.


Архитектура "М." была первым шагом в архит.
развитии 20 в. Она искала единства конструктивного и художеств, начал,
вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные
конструкции, разнообразные, в т. ч. новые, строит, и отделочные материалы
(железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера,
холст). Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными
фасадами, архитекторы "М." восставали против симметрии и регулярных норм
градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные
новой техникой, они использовали для создания подчёркнуто, индивидуализированного
образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное
и символически-образное осмысление. Наряду со стремлением к необычным живописным
эффектам, динамикой и текучей пластичностью масс, уподоблением архит. форм
органическим природным явлениям (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта
и X. К. ван де Велде в Бельгии, ф. О. Шехтеля в России) существовала и
рационалистич. тенденция: тяготение к геометрической правильности больших,
спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуризму (ряд построек И.
Хофмана, И. Оль-бриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, поздние работы
Шехтеля). Нек-рые архитекторы нач. 20 в. предвосхищали во многом функционализм,
стремились выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс
и объёмов (ряд построек О. Вагнера в Австрии, П. Беренса в Германии, О.
и Г. Перре во Франции).


"Модерн". Декоративно-прикладное искусство.
1. В. О р т а. Паркет в особняке Сольве в Брюсселе (фрагмент). 1895 -1900.
2. Э. Г и м а р. Ограда станции метрополитена в Париже. Кованое железо,
роспись. Около 1900.


X. К. ван де Велде. Столовая. 1906.


Осн. средством выражения в стиле "М." является
орнамент, к-рый не только украшает произведение, но и формирует его композиционную
структуру. В интерьерах белы, архитекторов изящные линейные плетения, подвижные
растит, узоры рассыпаны по стенам, полу и потолку, концентрируются в местах
их сопряжения, объединяют архит. плоскости, активизируют пространство.
Бесконечно текущие, то плавно, то взволнованно извивающиеся, чувственно-сочные
линии декора несут духовно-эмоциональный и символич. смысл, сочетая изобразительное
с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вещным.


У астеров венского "М."- И. Хофмана, И.
Ольбриха,- в работах шотл. группы "Четверо" во главе с Ч. Р. Макинтошем
строго геометричный орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Несмотря
на провозглашённый откав от подражания историч. стилям, художники "М."
использовали линейный строй япон. гравюры, стилизованные растит, узоры
эгей-ского иск-ва и готики, элементы декоративных композиций барокко, рококо,
ампира.


Для "М." характерно взаимопроникновение
станковых и декоративно-прикладных форм иск-ва. Орнамент "М.", во всех
видах иск-ва структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его
гибких линий сложились в графике. Литография, ксилография, иск-во книги
достигли в этот период высокого подъёма. Среди ведущих графиков "М.": англичанин
О. Бёрдсли, немцы Т. Т. Хейне, Г. Фогелер, швейцарец Ф. Валлоттон, голландец
Я. Тороп, норвежец Э. Мунк, в России - А. Н. Бенуа, К. А. Сомов; мастера
плаката - французы А. Тулуз-Лотрек, Э. Грассе, чех А. Муха, австриец К.
Мозер. В живописи и скульптуре "М.", неразрывно связанный с символизмом,
стремился создать самостоятельную художеств, систему, но был вместе с тем
своего рода переходом от традиц. форм 19 в. к условному языку новейших
европ. течений. В этом важным импульсом послужила деятельность т. н. понт-авенской
школы во главе с П. Гогеном. Картины и панно "М." рассматривались
как элементы интерьера, его пространственной и эмоциональной организации.
Поэтому декоративность стала одним из гл. качеств живописи "М.". Характерно
часто встречающееся в ней парадоксальное сочетание декоративной условности,
орнаментальных ковровых фонов и вылепленных со скульпт. чёткостью и осязаемостью
фигур и лиц первого плана (Г. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии, М. А.
Врубель в России). Выразительность живописи достигалась сочетанием больших
цветовых плоскостей ("набы" во Франции, Л. С. Бакст в России, Э. Мунк в
Норвегии), тонко нюансированной монохромией (Врубель, Бенуа). Поэтика символизма
обусловила интерес к символике линии и цвета, к темам мировой скорби, смерти,
эротики, к миру тайны, сна, легенды, сказки. Динамика и текучесть формы
и силуэта характерны для скульптуры (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист)
и для произв. декоративно-прикладного иск-ва, уподобляющихся феноменам
природы с их органич. внутр. силами (керамич. и жел. изделия А. Гауди;
металлич. ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения
Р. Лалика во Франции; стеклянные сосуды Л. К. Тиф-фани в США, мебель X.
ван де Велде); тяготение к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм
проявилось в мебели Ч. Р. Макинтоша, И. Хофмана, И. А. Фомина.


Илл. см. на вклейке, табл. XXV, XXVI (стр.
408-409).


Лит.: История русского искусства,
т. 10, кн. 2, М., 1969; Русская художественная культура конца XIX - начала
XX века (1895-1907), кн. 2, М., 1969; Борнео-в а Е. А., Каждая Т. П., Русская
архитектура конца XIX - начала XX века, М., 1971; Всеобщая история архитектуры,
т. 10, М., 1972; Кириченко Е., О закономерностях развития архитектуры,
"Архитектура СССР", 1973, № 12; L e n n i n g Н. F., The Art Nouveau, Den
Haag, 1951; S с h m u t z-1 e r R., Art Nouveau, N. Y., [1962]; Н о f-statter
H. Die Geschichte der europa-ischen Jugendstilmalerei, Koln, [19631; Mad
sen S. Т., Jugendstil, Munch., 1967. Т.Н. Володина.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я