МОДЕЛИ

МОДЕЛИ в языкознании, используются
в структурной лингвистике при описании языка и его отд. аспектов (фонологич.,
грамматич., лексич. и др. систем) для уточнения лингвистич. понятий и связей
между ними, что помогает выявить структуры, лежащие в основе бесконечного
разнообразия языковых явлений (М. иногда называют сами эти структуры).
В зависимости от области применения М. делятся на фонологич., морфологич.,
синтаксич., семантич. При построении М. используются средства и методы
математич. лингвистики. В любой М. фиксируются: объекты, соответствующие
данным непосредств. наблюдения,- множества звуков, слов, предложений; объекты,
конструируемые исследователем для описания ("конструкты"), - заранее заданные
строго ограниченные наборы категорий, признаков, элементарных смысловых
структур и т. п.


Если исходный материал ("вход") при исследовании
- звуки, слова, предложения, а результат ("выход") - категории и смысловые
структуры, то М. наз. аналитической. Такова М. категории рода, дающая
однозначное решение спорных вопросов. Принадлежность к грамматич. роду
может определяться формой слова (напр., в рус. яз. слова, оканчивающиеся
на "-а", обычно жен. рода, но этот признак не однозначен, ср. "папа"),
значением (слова, обозначающие существа жен. пола, относятся к жен. роду,
но и этот признак не однозначен, ср. в нем. яз. das Weib -"женщина" - ср.
рода). В М. рода считается, что для каждого слова задана система его форм
(напр., стол, стола, столу...) и известно, какие словоформы согласуются
с данной словоформой (напр., этот стол, этого стола...). Два слова х
(стол)
и у (какаду) относятся к одному роду, если для любой формы х1
слова х и любой словоформы г, согласуемой с х1,
найдётся форма у1 слова у,
согласуемая с г
(этот какаду, этого какаду), причём обратное верно для любой формы
у1 слова у. Эта М. даёт возможность не только
однозначно решать спорные вопросы, на и сопоставить категорию рода с категорией
части речи (род оказывается "вложенным" в часть речи); установить,
какие категории др. частей речи устроены изоморфно (аналогично) с родом
существительного (напр., категория глагольного управления); сравнить категорию
рода в рус. и др. индоевропейских языках с категорией грамматич. класса,
напр, в языках банту. Т. о., аналитич. М. находят применение в типологии
языков.


Если исходный материал-категории и элементарные
смысловые структуры, а "выход" - нек-рые формальные построения, то М. называется
синтетической, или порождающей (такие М. называют также порождающими грамматиками,
см. Грамматика формальная, Математическая лингвистика). Порождающая
М. воплощает в себе нек-рую гипотезу о внутреннем (недоступном прямому
наблюдению) строении языка, к-рая затем проверяется путём сравнения множества
выводимых в М. объектов с реальными языковыми фактами. Это позволяет классифицировать
и оценивать М. по степени соответствия фактам языка и по степени раскрытия
интуитивно ощущаемых закономерностей языка ("объяснительной силе"). Т.
к. каждая М. описывает не весь язык, а нек-рую его область или даже отд.
категорию, то точное описание языка предполагает одновременное использование
разных М., относящихся как к одной области языка (напр., неск. дополняющих
друг друга М. категорий части речи, падежа, рода), так и к разным областям.


Лит.: Апресян Ю. Д., Идеи и методы
современной структурной лингвистики, М., 1966; Ревзин И. И-, Метод моделирования
и типология славянских языков, М., 1967f Маркус С., Теоретико-множественные
модели языков, пер. с англ., М., 1970; X о м-с к и и Н., Аспекты теории
синтаксиса, пер. с англ., М., 1972. И. И. Ревзин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я