МНОГООСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

МНОГООСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ автомобиль,
имеющий число осей более двух. Многоосными чаще всего выполняются грузовые
автомобили и тягачи, реже автобусы и троллейбусы. М. а. благодаря распределению
общего веса на большее число осей имеют, как правило, большую грузоподъёмность
и повышенную проходимость по сравнению с двухосными. Недостатки М. а.-
их повышенная стоимость н большие расходы на эксплуатацию.


Схемы многоосных автомобилей (ведущие колёса
выделены чёрным цветом): а-МАЗ-537А (СССР). Татра-813 (ЧССР); б-БТР-бОП(СССР),
ДАФ (Нидерланды); в - Панар-ЭБР (Франция); г - АЕК-Маммут
(Великобритания): д - Скэммель-Самсон (Великобритания); е - СВАРЗ
(СССР); ж - ЗИЛ-131 и Урал-375 (СССР); з - Альвис (Великобритания);
и
-
КрАЗ-257 (СССР); к - Бюссинг-Суперкарго (ФРГ), ФИАТ-590НА (Италия);
л
-
МАЗ-516 (СССР); м -Икарус-180 (ВНР), Шкода-ШМ 16,5 (ЧССР).


Первая попытка создания М. а. относится
к 1898; серийное произ-во началось в сер. 1920-х гг. на з-де "Рено" (Франция).
В СССР выпуск М. а. (ЯГ-10) грузоподъёмностью 8 т начал Ярославский
автомобильный (ныне моторный) з-д в 1932.


В зависимости от числа колёс принято характеризовать
автомобили т. н. колёсной формулой, где первая цифра указывает на
общее число колёс, а вторая -на число ведущих колёс (считая сдвоенное колесо
за одно). М. а. выполняются трёх- и четырёхосными, а в отд. случаях и пятиосными.
М. а. первой группы (четырёхосные, рис., а - е) выпускаются в сравнительно
небольших количествах и применяются в основном для геоло-


Краткая техническая характеристика многоосных
автомобилей, выпускаемых в СССР


Марка автомобиля














































Показатели


ЗИЛ-131


Урал-375Д


КамАЗ


КрАЗ-257


КрАЗ-255Б


МАЗ-516А


МАЗ-537А


Колёсная формула
Грузоподъёмность, m

Снаряжённый вес, т

Мощность двигателя, кет (л. с.)

Скорость, км/ч Контрольный расход
топлива, л/100 км


6X6

3,5


6,46


110 (150)


80

40



6X6

4,5


8,4


132

(180)


75

48



6X4

8,0

154 (210)


80



6X4

12,0


11,13


176

(240)


70

36



6X6

7,5


11,95


176

(240)


70

40



6X2

14,5


8,8


132

(180)


85

30



8X8

15,0


22,5


386

(525)


60

125






горазведочных работ, в строительстве, в
войсковых подразделениях. М. а. второй группы (трёхосные, рис., ж -
м)
более распространены и применяются для магистральных перевозок грузов;
к ним относятся междугородные и сочленённые городские автобусы.


Машины повышенной проходимости (грузовые,
спец. автомобили, тягачи, бронетранспортёры) выполняются со всеми ведущими
колёсами. Краткие технич. характеристики М, а,, выпускаемых в СССР, приведены
в табл.


Развитие конструкций М. а. повышенной проходимости
осуществляется за счёт создания сочленённых автомобилей с числом осей от
3 до 6; в дорожных М. а. намечается тенденция к более широкому использованию
схем, показанных на рис., д, к и л (для грузовых автомобилей)
и рис., кпм (для автобусов).


Лит. : Колесные автомобили высокой
проходимости, М., 1967; Селиванов И. И., Автомобили и транспортные гусеничные
машины высокой проходимости, М., 1967; Краткий автомобильный справочник,
6 изд., М., 1971.

Л. М.Шугуров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я