МИЦКЕВИЧ

МИЦКЕВИЧ (Mickiewicz) Адам (24.12.1798,
Заосье близ Новогрудка, ныне БССР,-26.11.1855, Константинополь), польский
поэт, деятель нац.-освободит, движения. Сын обедневшего шляхтича, адвоката.
Учился на историко-филоло-гич. ф-те Виленского ун-та (1815-19). Учительствовал
в Ковно (ныне Каунас; 1819-23). Ранние произв. М. (первое стих, опубл.
1818) свидетельствуют об увлечении вольнодумными традициями Просвещения
(пер. отрывка из "Орлеанской девственницы" Вольтера; поэмы "Мешко, князь
Новогрудка", 1817, "Картофель", 1819,- обе опубл. полностью в 1948). С
1817 участвовал в создании и деятельности патриотич. молодёжных кружков
филоматов"
и
"филаретов" ("любящих добродетель"), написал для них ряд программных стих.,
в т.ч. "Оду к юности" (1820), проникнутую романтич. энтузиазмом молодёжи,
мечтавшей о борьбе за свободу. Первый стихотворный сб. М. ("Поэзия", т.
1, 1822) стал манифестом романтич. направления в польской лит-ре. Во 2-й
том "Поэзии" (1823) вошла романтич. лироэпич. поэма "Гражина", положившая
начало жанру т. н. польской •"поэтической повести"; написанная на сюжет
из истории Литвы, она утверждала подвиг и самопожертвование героич. личности.
В этот том включена также драматич. поэма "Дзяды" (ч. 2,4), где поиски
нового содержания и формы на основе народности, понятой в духе романтизма
(изображение простонародного обряда поминовения умерших), соединялись с
художеств, трактовкой личной темы: герой, страдающий от мук несчастливой
любви и обличающий общество, поправшее "права сердца".


Арестованный (1823) по делу фило-матско-филаретских
орг-ций, М. был в 1824 выслан из Литвы и до 1829 пробыл в России (Петербург,
Одесса, Москва, снова Петербург), где сблизился с участниками декабристского
движения (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев) и видными писателями (А. С. Пушкин
и др.), высоко оценившими его талант. Эти дружеские связи способствовали
созреванию у М. идеи революц. союза народов России и Польши. В России вышла
кн. М. "Сонеты" (1826) -с циклом "Крымские сонеты", поразившим читателя
великолепием пейзажных картин, проникновенным лиризмом, образом героя-"пилигрима",
тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными
мотивами. В 1828 была опубл.поэма "Конрад Валленрод" (о борьбе литовцев
с тевтонской агрессией), изображавшая тра-гич. героя - одинокого борца,
к-рый жертвует личным счастьем ради спасения народа; поэма оказала революционизирующее
воздействие на современников. В кн. "Поэзия" (т. 1-2, 1829) М. включил
новые интимно-ли-рич. стихи, поэму "Фарис", баллады.


А. Мицкевич.


А. Мицкевич и А. С. Пушкин. Горельеф М.
Мильбергера. Установлен на доме, в котором встречались А. С. Пушкин и А.
Мицкевич (ныне по ул. Немировича-Данченко в Москве).


В 1829 М. выехал из России, посетил Германию,
Швейцарию, Италию. После неудавшейся попытки присоединиться к Польскому
восстанию 1830 поэт навсегда остался в эмиграции (жил преим. в Париже),
продолжая лит. и революц. деятельность. В 3-й части "Дзядов" (1832) М.
призвал соотечественников

продолжать борьбу. Эгоизму и соглашательству
"верхов" общества он противопоставил героизм и стойкость патриотич. молодёжи
(эпизоды следствия по делу "филаретов"), надежду на внутр. силы нации,
создал титанич. образ поэта Конрада; сочувствуя страданиям народа, герой
вызывает на поединок бога, как виновника царящего в мире зла. Драма имела
свободное, фрагментарное построение, два плана действия: фантастич. и реальный.
К ней примыкал эпич. "Отрывок" - картины самодержавной России, гневный
памфлет на царизм. Здесь же поэт выразил солидарность с передовыми людьми
России (стих. "Памятник Петру Великому", "Русским друзьям"). Вместе с тем
в 3-й части "Дзядов" (как и в художеств.-публицистич. соч. "Книги польского
народа и польского пилигрим-ства", 1832) М. излагает доктрину т. н. "польского
мессианизма", согласно к-рой страдания Польши связаны с особым историч.
призванием народа-мученика -"Христа народов". Поэт призывает польскую эмиграцию
к участию во "всеобщей войне за вольность народов", в европ. революции
(эти же мысли содержатся в статьях М. в газ. "Пельгжим польски" _ "Pielgrzym
Polski", 1832-33).


В 1834 опубл. последнее крупное произв.
М.- поэма "Пан Тадеуш". Эта польская нац. эпопея, в к-рой отчётливо проявились
реалистич. тенденции, стала энциклопедией старопольского быта, шедевром
словесной живописи, типизации и индивидуализации персонажей; с юмором и
грустью рисует М. мир шляхетской старины, не затушёвывая его пороков, понимая
его историч. обречённость и в то же время любуясь его красочностью. В последующие
годы М. почти не писал (последний взлёт его вдохновения - неск. лирич.
стихов, 1838-39). Он вёл активную обществ, и культурную деятельность: в
1839-40 читал курс римской лит-ры в Лозанне, затем (до 1844) занимал кафедру
слав, лит-р в парижском Коллеж де Франс. В 1841 обозначился кризис в мировоззрении
поэта: он вступил в секту мистика А. Товяньского. В 1848 М. возобновил
революц. деятельность: создал польский легион, сражавшийся за свободу Италии,
в Париже сотрудничал в газете "Три-бюн де пёпль" ("La Tribune des peup-les",
1849), выступал со статьями революц.-демократич. характера, проявляя интерес
к утопич. социализму, призывая к революц. союзу народов. Во время Крымской
войны 1853-56
М. отправился с политич. миссией в Константинополь, где
умер от холеры (его прах, захороненный в Париже, был перенесён в Краков
в 1890).


Поэзия М. имела огромное значение для польского
нац.-освободит, движения, для развития демократич. мысли, обновления польской
лит-ры; она обогатила лит. язык, стихосложение, поэтич. жанры. Существенна
роль М. в развитии польского театра (постановки его "Дзядов", многочисленные
высказывания по вопросам драматургии). В России М. приобрёл популярность
ещё при жизни. Его стихи переводили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, К. Ф.
Рылеев, И. И. Козлов, Н. П. Огарёв, А. Н. Майков, М. Л. Михайлов, А. А.
Фет, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин и др.


А. Мицкевич. "Пан Тадеуш". Илл. М. Э. Андриоллп.
1880-е гг.


С о ч.: Dzieta. Wydanie narodowe, t. 1
- 16, Warsz., 1949-55; Dzieta. Wydanie jubileuszo-we, t. 1 - 16; Warsz.,
1955; Dzieta wszystkie, t. 1,4, Warsz., 1969 - 72; в рус. пер.- Собр. соч.,
т. 1 - 5, М., 1948-54; Избр. произв. [Со ст. А.В. Луначарского "Мицкевич
и Россия"], М.- Л., 1929; Стихотворения. Поэмы, М., 1968.


Лит. .-Горский И. К., А. Мицкевич,
М., 1955; Живов М. С., А. Мицкевич, М., 1956; Рыльский М. Ф., Поэзия А.
Мицкевича, М., 1956; А. Мицкевич в русской печати. 1825 - 1955, М.- Л.,
1957; Я с т р у н М., Мицкевич, [пер. с польск.], М., 1963; К 1 е i n e
r J., Mickiewicz, t. 1 - 2, Lublin, 1948; Adam Mickiewicz, Zarys bibliograficzny,
_ Warsz., 1957; Kronika zycia i tworczosci Mickiewicza, Warsz., 1966; Siownik
jezyka Adama Mickiewicza, t. 1 - 7, Wr.- Warsz.- Kr., 1962 - 71.

Б. Ф. Cmaxeee.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я