МИФОЛОГИЯ

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia, от
mythos - предание, сказание и logos -слово, рассказ, учение), фантастич.
представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации,
как правило, передаваемое в форме устных повествований - мифов, и наука,
изучающая мифы. Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя,
основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны
и наиболее близки только его общинно-родовые отношения. Эти отношения он
переносил на всё окружающее. Земля, небо, растительный и животный мир представлялись
в виде универсальной родовой общины, в к-рой все предметы мыслились не
только как одушевлённые, а часто даже и разумные, но обязательно родственные
между собой существа. В М. эти представления получили форму обобщений.
Напр., ремесло, взятое в целом, со всеми характерными для него признаками,
во всём его развитии и со всеми его ист. судьбами, мыслилось в виде некоего
живого и разумного существа, управлявшего всеми возможными видами и областями
ремесла. Отсюда и возникли мифологии, образы богов-ремесленников, богов-земледельцев,
богов-скотоводов, богов-воинов и т. д.: слав. Белее (Волос) или кельт.
Дамона, представлявшие собой то или иное обобщение скотоводства, греч.
Афина Паллада или абх. Ерыш (богини прядения и ткачества), а также боги
плодородия, растительности, боги-хранители и демоны-покровители у ацтеков,
в Нов. Зеландии, в Нигерии и у мн. др. народов мира.


Обобщающие понятия в М. возникали постепенно.
Первоначальными формами М. были фетишизм (когда одушевлялись отд. вещи,
или, вернее, мыслилось полное неотделение вещи от «идеи» самой вещи), тотемизм
(фетишизация данной общины или племени, выраженная в образе того или др.
основателя этой общины или племени). Более высокой ступенью развития М.
явился анимизм, когда человек стал отделять «идею» вещи от самой вещи.


В связи с дальнейшим ростом обобщающего
и абстрагирующего мышления создавалась уже иная ступень мифологии, абстракции.
Она доходила до представления о к.-н. одном «отце людей и богов», хотя
на этой ступени образы таких мифологии, владык содержали в себе массу остатков
фетишистской и анимистической старины и были лишены предельной абсолютизации.
Таким предстал олимпийский Зевс, ниспровергнувший своих предшественников
в подземный мир, а др. богов подчинивший себе в качестве своих детей. У
Гомера приводится ряд старинных и доолимпийских черт этого Зевса.

делающих его фигуру исторически сложной
и многообразной. Таковы верховные божества, творцы мира, возникшие в эпоху
патриархата в Полинезии, на Таити, у якутов, у афр. племён под разными
именами, с разными функциями и с разной степенью мифологической абстракции.


Бог рыболовства, изображаемый в виде пеликана,
поедающего рыбу. Культура нас-ка. 4 в. Расписная керамика. Музей перуанской
культуры. Лима.


Зевс и Гера. Рельеф из святилища Геры на
о. Самос. Дерево. Конец 7 в. до н. э. Музей Вати (о. Самос).


Развитие М. шло от хаотического, дисгармоничного
к упорядоченному, соразмерному, гармоничному, в чём можно убедиться при
сравнении мифологии, образов разных истории, периодов. Мифологич. образы
эпохи матриархата характеризовались неуклюжими, а часто даже уродливыми
формами и были весьма далеки от позднейшей пластин, гармонии. Трёхглавые,
четырёхглавые и пятидесятиглавые, сторукие, а также всякого рода злые и
мстительные чудовища или получудовища встречались в мировой М. эпохи матриархата
очень часто (напр., в Др. Вавилоне - звероподобная властительница мира
Тиамат, в Австралии - одноногий дух-убийца, на Таити - бог Оро, требующий
кровавых жертв, в Сев. Америке - 7 гигантских братьев-людоедов и т. д.).
В эпоху патриархата зародились и оформилисьпредставления о героин, личности,
к-рая побеждает силы природы, до тех пор казавшиеся непобедимыми, сознательно
организует обществ, жизнь, а также защиту данной общины от враждебных сил
природы и соседних племён. Напр., вавилонский Мардук
убивает чудовищную
Тиамат, создавая из её тела небо и землю. В Вавилоне же возник знаменитый
эпос о герое Гилъгамеше. Иран, бог Митра
борется со злыми
духами и побеждает страшного быка. Егип. бог Ра
сражается с подземным
змеем Апопом. Др.-греч. Зевс побеждает титанов, гигантов и Тифона; совершает
свои 12 подвигов Геракл. Германский Сигурд убивает дракона Фафнира,
Илья Муромец - Змея Горыныча и т. д. Однако дошедшие до нас мифы представляют
собой сложный комплекс напластований (рудиментов) различных эпох, напр,
миф о критском Минотавре. Бычья голова Минотавра свидетельствует
о том, что происхождение данного образа относится к периоду раннего матриархата,
когда человек ещё не отличал себя от животных. Минотавр изображается со
звёздами и носит имя Звёздного - это уже космич. обобщение. Минотавра убивает
герой Тесей - эта часть мифа могла возникнуть только в период патриархата.


Четырёхлпкое божество из Иш-хали. 3-е тыс.
до н. э. Восточный институт Чикагского университета.


Мифологич. мышление очень рано пришло к
разного рода историч. и космо-гонич. обобщениям. С переходом людей к оседлому
образу жизни, когда они оказались экономически связанными с той или иной
местностью, у них усилилось представление о единстве племени или рода,
появился культ предков и соответствующие мифы о предках (историч. М.).
Создавалась М. о сменах прежних божеств, и демонич. поколений (М. космогоническая
и теогоническая). Попытки разобраться в будущем, в загробной жизни привели
к возникновению М. эсхатологической. Являясь мировоззрением первобытнообщинного
строя, всякий миф содержал в себе также познавательную функцию, попытку
разобраться в сложных вопросах: как произошёл человек, мир, в чём тайна
жизни и смерти и т. д.


В первобытнообщинной формации М. была своего
рода наивной верой, единств, формой идеологии. В раннеклассовом обществе
М. стала аллегорич. формой выражения разного рода религ., социально-политич.,
моральных и филос. идей этого общества, она широко использовалась в искусстве
и литературе. Соответственно политич. взглядам и стилю того или иного автора
она получала то или иное оформление и использование. Напр., Афина Паллада
у Эсхила оказалась богиней восходящих демократич. Афин, а образ Прометея
был наделён Эсхилом передовыми и даже революц. идеями. В этом смысле М.
никогда не умирала, мифологич. образы и поныне используются совр. политич.
деятелями, писателями, философами и художниками. Будучи в течение тысячелетий
формой осознания природы и человеч. бытия, М. рассматривается совр. наукой
как летопись вечной борьбы старого и нового, как повесть о человеческой
жизни, её страданиях и радостях.


"Геракл со львом". Римская копия с оригинала
Лисиппа. Мрамор. 2-я пол. 4 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.


Науч. подход к изучению М. возник в эпоху
Возрождения. Однако вплоть до 18 в. в Европе изучалась гл. обр. антич.
М.; знакомство с историей, культурой и М. Египта, народов Америки, Востока
дало возможность перейти к сравнит. изучению М. разных народов. В 18 в.
историч. понимание М. дал итал. философ Дж. Вико. В сравнении с теорией
Вико франц. Просвещение с его отказом от историч. подхода, рассматривавшее
М. как продукт невежества и обмана, как суеверие, представляло собой шаг
назад (Б. Фонтенель, Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др.). Напротив,
англ, поэт Дж. Макферсон, нем. писатель и философ И. Г. Гердер и др. трактовали
М. как выражение обще-нар. мудрости. Романтизм усилил интерес к М. Началось
собирание и изложение нар. сказаний, легенд, сказок и мифов, стала складываться
т. н. мифологическая школа, истолковывавшая мифы как источник нац.
культуры и привлекавшая М. для объяснения происхождения и смысла явлений
фольклора (её первые представители: нем. учёные К. Брентано, Я. и В. Гримм,
Л. Арним и др.).


Римлянин с изображением предков. Мрамор.
1 в. до н. э. Палаццо Барбери-ни. Рим.


В рамках мифологич. школы в сер. 19 в.
возник ряд позитивистских мифологич. теорий: солярно-метеорологич. теория
(нем. учёные А. Кун, М. Мюллер, рус.- Ф. И. Буслаев, Л. Ф. Воеводский,
О. Ф. Миллер и др.), истолковывавшая мифы как аллегорию тех или иных астрономич.
и атмосферных явлений; теория "низшей М." или "демонологическая" (нем.
учёные В. Шварц, В. Ман-хардт и др.), к-рая представляла мифы как отражение
самых обыденных явлений жизни; а н и м и с т и ч. теория, сторонники к-рой
переносили представления о человеческой душе на всю природу (англ, учёные
Э. Тайлор, Г. Спенсер, Э. Лэнг, нем.- Л. Фробениус, рус.- В. Клингер и
др.). Широкую популярность получила в 19 в. ист о-рико-филологич. теория
(нем. учёные Г. Узенер, У. Виламовиц-Мёллендорф и др., рус.- В. Властов,
Ф. Ф. Зелинский, Е. Г. Кагаров, С. А. Жебелев, Н. И. Новосадский, И. И.
Толстой и др.), использовавшая методы лит. и лингвистич. анализа при изучении
мифов.


Совр. бурж. теории базируются исключительно
на логич. и психологич. данных истории человеческого сознания, вследствие
чего М. истолковывается как тончайшее и высокоинтеллектуальное явление,
каковым она не могла быть на заре человеческой истории. Эти теории носят,
как правило, абстрактный и антиисторич. характер. Среди психологич. теорий
20 в. большой популярностью пользовалась концепция австр. учёного 3. Фрейда,
к-рая все процессы социальной жизни, культуры сводила к психич. жизни индивидуума,
выдвигала на первый план подсознательные, по преимуществу сексуальные потребности,
к-рые якобы являются единств, фактором всего сознательного поведения человека.
Один из крупнейших фрейдистов швейц. учёный К. Юнг видел в М. выражение
бессознательной фантазии первобытного человеческого коллектива. В противоположность
фрейдизму чдологич. теория" (кон. 20-30-х гг. 20 в.) франц. учёного Л.
Леви-Брюля утверждает, что первобытная мысль якобы основана только на феноменальной
памяти и на ассоциациях по смежности. Большое распространение имеет культурно-ист
о р и ч. теория мифоооразо-вания (англ, учёные Дж. Фрейзер, Г. Р. Леви,
Б. К. Малиновский,франц.-Ж. Дюмезиль, П. Сентив, амер.- Р.Кар-пентер и
др.). Эта теория рассматривает всякий миф как отражение ритуала и переосмысление
древнего магич. обряда. Структурная типология мифа (франц. учёный К. Леви-Строс
в трудах 50- нач. 70-х гг. 20 в.) видит в М. поле бессознательных логич.
операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Мифологические
теории буржуазной науки, используя для объяснения М. ту или иную способность
или деятельность отдельного человека (сексуальную, аффективно-волевую,
умственную, религиозную, научную и т. д.), дают объяснение какой-нибудь
одной стороны мифотворчества.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я