МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ тип отношений
между государствами с различным обществ, строем, к-рый предполагает: отказ
от войны как средства решения спорных вопросов между гос-вами, разрешение
их путём переговоров; равноправие, взаимопонимание и доверие между гос-вами,
учёт интересов друг друга; невмешательство во внутр. дела, признание за
каждым народом права свободно избирать свой социально-экономич. и политич.
строй; строгое уважение суверенитета и терр. целостности всех стран; развитие
экономич. и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной
выгоды. Политика, направленная на установление и развитие такого типа отношений
между гос-вами, называется политикой М. с. Она призвана вытеснить из междунар.
жизни отношения господства и подчинения, утвердить об-щедемократич. нормы,
попранные империализмом .


М. с. является формой классовой борьбы
между социализмом и капитализмом на междунар. арене, но формой специфической.
Потому что, во-первых, борьба ведётся между правящими классами, каждый
из к-рых располагает полнотой гос. власти, а во-вторых,- антагонистич.


в своей основе конфликт двух противоположных
социально-экономич. систем переводится из плоскости воен. столкновений
в русло экономич. соревнования, сопоставления политич. систем и образов
жизни, противоборства идеологий. Орга-нич. взаимосвязь, единство борьбы
и сотрудничества - характерная черта М. с., источник его внутр. противоречивости,
постоянный стимул для поисков взаимоприемлемых, исключающих воен. столкновения
решений.


Возможность М. с. (и как системы отношений,
и как практич. политики, и как теоретич. концепции) коренится в фундаментальной
особенности историч. процесса, а именно: в неравномерном развитии мировой
социалистич. революции. Уже в 1917, с появлением первого социалистич. гос-ва,
сосуществование двух социально-экономич. систем стало фактом. Вопрос заключался
в том, каким должно быть, каким будет это сосуществование. Империалисты
ответили на этот вопрос формулой франц. премьера Ж. Клемансо: "Интервенция
и блокада". Коммунисты ответили на него ленинским Декретом о мире. "...Нам
всего дороже сохранение мира и полная возможность посвятить все силы восстановлению
хозяйства...", - говорил В. И. Ленин (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 42,
с. 313).


Разработка концепции М. с. была одним из
крупнейших достижений политич. теории ленинизма. Отстаивая на полях сражений
право социалистич. гос-ва на существование, Сов. Россия чётко формулировала
своё понимание послевоенной перспективы: "Наш лозунг был и остается один
и тот же, - говорилось в докладе наркоминдела на заседании ВЦИК 17 июня
1920,- мирное сосуществование с другими правительствами, каковы бы они
ни были. Сама действительность привела нас к необходимости создания длительных
отношений между рабоче-крестьянским правительством и капиталистическими
правительствами" (Документы внешней политики СССР, т. 2, 1958, с. 639).
Этот вывод был результатом анализа междунар. обстановки, состояния мировых
экономич. связей, противоречий между империалистич. державами. Он выражал
убеждение в том, что сохранение завоеваний Октября, строительство социализма
- главный интернац. долг рабочего класса России. Принципы М. с. утверждались
в острой борьбе с различного рода левоэкстремист-скими элементами (Л. Троцкий,
Н. Бухарин и т. п.), отрицавшими возможность "мирного сожительства" социалистич.
республики с империалистич. державами и отстаивавшими право на "красную
интервенцию". В. И. Ленин доказал, что непримиримость классовых интересов
мировой буржуазии и победившего пролетариата не может служить непреодолимым
препятствием для мирных отношений между социалистическими и капиталистическими
странами. Борьба за установление таких отношений стала одной из важнейших
задач внешней политики социалистич. гос-ва. Разгром внешней и внутр. контрреволюции,
стабилизация положения в стране и на её границах подтвердили правоту В.
И. Ленина. Уже в 1921 он констатировал, что в отношениях между Сов. Россией
и ка-питалистич. миром сложилось "... в высокой степени неустойчивое, но
все же равновесие..." (там же, т. 44, с. 291),


Крайне неустойчивый характер этого равновесия,
трезвое понимание того, что при данном соотношении сил весьма вероятны
новые попытки империализма силой сокрушить нарождающийся социа-листич.
мир, выдвигали на первый план внешнеполитич. деятельности Республики Советов
ограниченную задачу - добиться "мирной передышки". Сов. гос-ву удалось
решить эту задачу - война была отодвинута на два десятилетия.


Решающая роль, к-рую сыграл Сов. Союз в
разгроме фашизма, формирование мировой социалистич. системы, развал колониальных
империй, общий подъём массовых демократич. движений привели к коренным
изменениям на междунар. арене. Сложилось новое соотношение сил, к-рое характеризуется
растущим превосходством междунар. социализма над империализмом. Силы мира
получили реальную возможность существенно сузить поле деятельности сил
войны и агрессии. Тем более, что с появлением у СССР ракетно-ядерного оружия
ставка империализма на мировую термоядерную войну как средство достижения
политич. целей становится несостоятельной. Всё это создало предпосылки
для существенного расширения рамок и содержания политики М. с.


Принципиальный вывод 20-го съезда КПСС
о возможности предотвращения новой мировой войны был поддержан мировым
коммунистическим движением. Ленинский принцип М. с. двух систем, говорилось
в Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий
социалистических стран (1957), "...является незыблемой основой внешней
политики социалистических стран и надежной основой мира и дружбы между
народами" (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм,
1964, с. 9). В Заявлении Совещания представителей коммунистич. и рабочих
партий (1960) подчёркивалось: "объединенными усилиями мирового социалистического
лагеря, международного рабочего класса, национально-освободительного движения,
всех стран, выступающих против войны, и всех миролюбивых сил мировую войну
можно предотвратить" (там же, с. 57). Глубокое убеждение в этом было положено
в основу практич. деятельности на междунар. арене Сов. Союза, др. стран
социализма, всех миролюбивых сил. Подписание договоров СССР и ПНР с ФРГ
(1970), четырёхстороннее соглашение по Зап. Берлину (1971), заключение
договора об основах отношений между ГДР и ФРГ (1972), договора о нормализации
отношений между ЧССР и ФРГ (1973) - всё это создало благоприятные условия
для поворота к разрядке и миру в Европе. Крупные сдвиги произошли в сов.-амер.
отношениях. Обе страны взяли на себя обязательство делать всё возможное,
чтобы избегать военных конфронтации и предотвратить возникновение ядерной
войны. Подводя итоги осуществления Программы мира, выдвинутой 24-м съездом
КПСС, Апрельский (1973) пленум ЦК КПСС констатировал поворот от "холодной
войны" к разрядке напряжённости и отметил, что принципы М. с. получили
широкое признание в качестве нормы отношений гос-в с различным социальным
строем. Пленум выдвинул задачу добиться того, чтобы достигнутые перемены
в междунар. обстановке приобрели необратимый характер.


Теоретич. и политич. проблемы, связанные
с интерпретацией и воплощением принципов М. с., представляют собой один
из эпицентров современной идеоло-гич. борьбы. Можно выделить три группы
представлений, противостоящих правильному пониманию М. с.


Правое крыло буржуазных идеологов настойчиво
проводит мысль, будто политика М. с.- это "уловка", "хитрость", "тактический
манёвр" коммунистов, рассчитанный на прикрытие "экспорта революции". Однако
практика современных междунар. отношений, вся сумма внешнеполитич. акций
социалистич. гос-в говорят о том, что политика М. с.-не так-тич. приём,
а один из фундаментальных элементов внешнеполитич. стратегии социализма.
Эта стратегия ориентируется на достижение прочного, устойчивого мира и
безопасности народов и принципиально отвергает "экспорт революции", т.
е. насильств. искусств, навязывание революц. преобразований тому или иному
народу. В своё время Ф. Энгельс писал: "...Победоносный пролетариат не
может никакому чужому народу навязывать никакого осчастливливания, не подрывая
этим своей собственной победы" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.
35, с. 298). Эту же позицию отстаивал В. И. Ленин. Людей, к-рие думают
будто революция в чужой стране может родиться по заказу, по соглашению,
он называл либо безумцами, либо провокаторами (см. Поли. собр. соч., 5
изд., т. 36, с. 457). "...Главное свое воздействие на международную революцию,-писал
Ленин,- мы оказываем своей хозяйственной политикой... На это поприще борьба
перенесена во всемирном масштабе. Решим мы эту задачу - и тогда мы выиграли
в международном масштабе наверняка и окончательно" (там же, т. 43, с. 341).
Политика М. с. служит логич. завершением такой постановки вопроса.


В. И. Ленин писал, что никакие силы не
сумеют подорвать капитализм, если бы его не подрыла история. Коммунисты
исходят из предпосылки, что в силу внутр. законов развития капиталистич.
обществ, структура обречена. Но отнюдь не "экспорт революции" призван решить
судьбу капитализма, её должна решить классовая борьба в капиталистических
странах.


Другая, либеральная группа буржуазных (а
также социал-демократич. и ревизионистских) идеологов склонна к весьма
расширительному толкованию возможностей М. с. Они рассматривают сосуществование
как путь к затуханию политич. и идеологич. борьбы между капитализмом и
социализмом, к постепенной конвергенции этих систем. Такая точка зрения
в лучшем случае представляется утопической. Борьба двух систем уходит корнями
в глубинные социальные процессы, в противоположность фундаментальных принципов
организации обществ, жизни, что исключает как идеологич. сосуществование,
так и постепенное взаимопроникновение этих обществ, структур. Политика
М. с. не решает и не может решить кардинальных социальных проблем современности,
не может предотвратить политич. и идеологич. коллизий, порой весьма острых.
Но она и не призвана решать эти задачи. Её цель другая: сохранить мир на
Земле, предотвратить глобальный термоядерный конфликт, найти взаимоприемлемые
ос-


новы для сотрудничества социалистич. и
капиталистич. гос-в.


Наконец, третья группа ложных интерпретаций
политики М. с. связана с разного рода левацкими воззрениями. Представители
этой позиции пытаются доказать, будто, проводя политику М. с., социалистич.
страны закрывают себе дорогу для активной поддержки революц. процессов,
а М. с. противоречит осуществлению пролетарского, социалистич. интернационализма,
мешает
подъёму массовых антиимпериалистич. движений. В качестве альтернативы М.
с. предлагается по существу нагнетание междунар. напряжённости, усиление
конфронтации двух систем и "экспорт революции". Историч. опыт учит, что
М. с. не только не тормозит мировой революц. процесс, но, наоборот, стимулирует
его. Отвергая "экспорт революции", победивший социализм вовсе не изолируется
от освободит, движений. Мировой социалистич. революции, говорил Ленин,
- "...надо помогать". Но тут же добавлял: "Ей надо уметь помогать" (там
же, т. 35, с. 396).


Проводя политику М. с., навязывая её империализму,
страны социализма создают благоприятные предпосылки для быстрого развития
своей экономики, для всестороннего прогресса социалистических обществ.
отношений. Чем сильнее мировая система социализма, чем полнее воплощаются
в жизнь идеалы социализма, тем больше её революционизирующее воздействие
на массы трудящихся, тем шире возможности для поддержки (что отнюдь не
тождественно искусств, подталкиванию) революц. движений. В условиях М.
с. резко ограничиваются возможности империализма на междунар. арене для
агрессивных действий, для экспорта контрреволюции. Политика М. с. воздействует
и на внутр. положение капиталистич. стран. Ещё в связи с конференцией в
Генуе В. И. Ленин ставил задачу: "...глубже расколоть пацифистский лагерь
международной буржуазии с лагерем грубо-буржуазным, агрессивно-буржуазным,
реакционно-буржуазным" (там же, т. 44, с. 408). Решая эту задачу, политика
М. с. способствует росту всех демократических, антиимпериалистических сил.
Она препятствует попыткам империалистов преодолевать внутренние противоречия
на путях нагнетания междунар. напряжённости. Она способствует развитию
классовой борьбы против империализма в нац. и всемирном масштабе. Политика
М. с. "...отвечает общим интересам революционной борьбы против всех форм
угнетения и эксплуатации..." (Международное Совещание коммунистических
и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 318).


Политика М. с. имеет компромиссный характер.
Она основана на поисках разумного баланса интересов, взаимоприемлемых соглашений.
В рамках таких соглашений каждая из сторон стремится, естественно, отстоять
свои принципиальные, коренные интересы.


Ленин чётко определил принципы возможных
соглашений социалистич. гос-ва с капиталистич. гос-вами. "Конечно,-писал
он,- сторонник пролетарской революции может заключать компромиссы или соглашения
с капиталистами. Все зависит от того, какое соглашение и при каких обстоятельствах
заключается. В этом и только


в этом можно и должно искать разницы между
соглашением, законным с точки зрения пролетарской революции, и соглашением
предательским, изменническим (с той же точки зрения)" (Поли, собр. соч.,
5 изд., т. 40, с. 289-90). Конкретизируя свои представления о "цене" компромисса,
Ленин писал: "Нам надо будет поставить себе за правило не делать политических
уступок международной буржуазии..., если мы не получим взамен более или
менее равноценных уступок со стороны международной буржуазии по отношению
к Советской России или по отношению к другим отрядам международного, борющегося
с капитализмом, пролетариата" (там же, т. 45, с. 142). Ленинская методология
лежит в основе практич. деятельности СССР, др. социалистич. стран по налаживанию
взаимовыгодного сотрудничества с капиталистич. миром.


Действие принципа М. с. как главного принципа
ведения междунар. дел теоретически строго локализовано сферой отношений
между двумя мировыми системами - капиталистической и социалистической.
Практически же существует тенденция применять и рассматривать принцип М.
с. как регулятивный принцип всей системы междунар. отношений, т. е. отношений
между гос-вами независимо от их социально-экономич. строя. Не оспаривая
история, правомерности и политич. актуальности такой тенденции, следует
подчеркнуть, что высшим принципом отношений между странами социализма выступает
принцип социалистич. интернационализма. При этом М. с. не "отменяется",
оно становится как бы естественным, само собой разумеющимся минимумом отношений,
а центр тяжести переносится на взаимопомощь братских социалистич. государств
на основе классовой солидарности. С ростом могущества и масштабов мировой
системы социализма, с углублением прогрессивных преобразований в странах
"третьего мира", с дальнейшим укреплением связей между социалистич. и развивающимися
гос-вами принцип интернационализма будет играть всё большую роль в эволюции
междунар. отношений. Его последовательное претворение в жизнь ведёт к созданию
дополнит, возможностей для упрочения мира и М. с. Обратная зависимость
не столь однозначна, ибо ослабление междунар. напряжённости может в отд.
случаях притуплять чувство классовой солидарности, стимулировать ослабление
интернацио-налистич. уз. Поэтому продуманная, реалистич. политика М. с.,
трезво учитывающая всю совокупность возможных плюсов и минусов, предполагает
целеустремлённую борьбу за дальнейшее сплочение стран социализма, всех
государств, активно выступающих против им периализма.


Лит.: Программа КПСС (Принята XXII
съездом КПСС), М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Программные
документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное
Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М.,
1969; Брежнев Л. И., О внешней политике КПСС и Советского государства,
М., 1973; Мирное сосуществование - ленинский курс внешней политики Советского
Союза, пре-дисл. и общая ред. А. А. Громыко, М., 1962; Гановский С., Общественно-экономическая
формация и мирное сосуществование, пер. с болг., М., 1964; За д о р о ж-ный
Г. П., Мирное сосуществование и


международное право, М., 1964; Мина-с я
н Н. М., Право мирного сосуществования, Ростов н/Д., 1966; Егоров В. Н._,
Мирное сосуществование и революционный процесс, М., 1971. А. Е. Бовин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я