"МИР ИСКУССТВА"

"МИР ИСКУССТВА" русское художественное
объединение. Оформилось в кон. 1890-х гг. (официально - в 1900) в Петербурге
на основе кружка молодых художников и любителей иск-ва во главе с А. Н.
Бенуа
и
С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журн. ".Мир
искусства"
в первонач. виде существовало до 1904; в расширенном составе,
утратив идейно-творческое единство,-в 1910-24. В 1904-10 большинство мастеров
"М. и." входило в состав Союза русских художников.
Помимо осн. ядра
(Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева,
К. А. Сомов), "М. и." включал мн. петерб. и моек, живописцев и графиков
(И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев,
Н. К. Рерих, В. А. Серов и др.). В выставках "М. и." участвовали М. А.
Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, а также нек-рые иностр. художники.


Мировоззренч. установки ведущих деятелей
"М. и." во многом зависели от их острого неприятия господствующего антиэстетизма
совр. общества, смутного предчувствия грядущих общественных потрясений
и желания противопоставить тревожной реальности исконные духовные и художеств,
ценности. Провозглашая своей задачей консолидацию художеств, сил, выступающих
против позитивизма под знаком возрождения идей романтизма, теоретики "М.
и." выдвигали принцип эстетизации действительности, отводя т. о. иск-ву
роль своего рода преобразователя жизни. Просветительский пафос деятельности
мастеров "М.и." проявился в их стремлении возбудить всеобщий интерес к
иск-ву прошлого (особенно к иск-ву 18- нач. 19 вв.), в их постоянной заботе
об охране памятников старины, а также желании шире ознакомить публику с
новейшими течениями совр. иск-ва. В то же время признание активной обществ,
роли художеств, творчества противоречиво сочеталось у них с лозунгом "свободного",
или "чистого", иск-ва. Декларируя независимость иск-ва и отрицая его тенденциозность,
они отвергали как академизм, так и творчество передвижников (признавая,
однако, ист. значение последнего


в прошлом), выступали с критикой эсте*>
тики рус. революц. демократов (прежде всего Н. Г. Чернышевского) и концепций
В. В. Стасова.


Несмотря на нек-рую непоследовательность
в воззрениях его членов, ранний "М. и." во многом был идейно и стилистически
близок зап.-европ. художеств, группировкам, объединявшим теоретиков и практиков
"модерна". Так же, как и в творчестве мастеров зап.-европ. "модерна", образный
строй произв. художников "М. и." формировался на основе поэтики символизма
и
шире - неоромантизма; вместе с тем он оказывался в гораздо большей мере
наполненным историко-культурными реминисценциями. Важно, однако, что ретроспективизм
мастеров "М. и." часто был проникнут духом иронии и самопародии и по сути
своей противоположен принципам традиц. ист. жанра. Для представителей "М.
и." характерно также постоянное обращение наряду с историческим к "сочинённому"
(подчас фантастическому) пейзажу, широкое использование приёмов гротеска,
элементов игры, карнавала и театра, мотивов маски и куклы-марионетки, сна
и видений, тяготение к "роковой" символике, сказочному, эротическому. Творчеству
ряда чл. "М. и." присущи тенденции неоклассицизма (Бакст, Серов,
Добужинский; последнего вместе с тем отличает пристрастие и к урбанистич.
мотивам); для Билибина и Рериха характерно увлечение ср.-век. русским иск-вом,
фольклором, др.-рус. историей. Поиски мастерами "М. и." стилеобразую-щего
начала выразились в опытах создания произв., построенных по законам "целостного
искусства", т. е. синтеза иск-в (см. "Модерн"), и наиболее полно были реализованы
в их работах для книги и театра, немногочисл. опытах оформления интерьера,
а также нашли отражение в живописи и графике. Живописным (в основном в
технике акварели или гуаши) и графич. произв. чл. "М. и." присущи утончённый
декоративном, стилизация мотивов рококо и ампира, соединение плоскостного
и трёхмерного начал, изящная линеарность, порой переходящая в орнаментику,
сочетание матовых, как бы искусственных тонов. Мастера "М. и." немало способствовали
развитию иск-ва книги в России (помимо осн. участников объединения, в этой
области плодотворно работали также представители "второго поколения" "М.
и."-Г. И. Нарбут, Д. И. Митрохин, С. В. Чехонин), значительными были их
достижения в области живописного и графич. портрета.


Со 2-й пол. первого десятилетия 20 в. в
идейных и эстетич. взглядах ведущих художников "М. и." происходят существенные
изменения. В период Революции 1905-07 ряд из них (Добужинский, Лансере,
Серов и др.) выступают как мастера политич. сатиры. Новый этап существования
"М. и." характеризуется также его отмежеванием от крайне левых течений
в рус. иск-ве и утверждением мысли о возможности и пользе регламентации
художеств, творчества (идея "новой Академии", выдвинутая Бенуя), а в сфере
практической - активизацией театр, деятельности и пропаганды совр. рус.
иск-ва за границей. Спектакли, организованные во 2-й пол. 1900-х -1910-е
гг. Дягилевым, т. н. Русские сезоны и Русский балет за границей,
в оформлении к-рых участвовали мн. члены "М. п.",


явились образцами синтеза иск-в. С 1917
ряд представителей "М. и." (Бенуа, Грабарь и др.) активно обратился
к му-зейно-организац. и реставрац. деятельности.


Илл. см. на вклейке, табл. XXI (стр. 320-321).


Лит.: Бенуа А. Н., Возникновение
"Мира искусства", Л., 1928; Соколова Н., "Мир искусства", М. - Л., 1934;
Петров В. Н., "Мир искусства*, в кн.: История русского искусства, т. 10,
кн. 1, М., 1968; Лапшина Н., "Мир искусства", в кн.: Русская художественная
культура конца XIX - начала XX века (1895-1907), кн. 2, М., 1969; Стернин
Г. Ю., О ранних годах "Мира искусства", в его кн.: Художественная жизнь
России на рубеже 19-20 веков, М., 1970; Гусарова А. П., "Мир искусства",
Л., 1972.

Т. И. Володина.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я