МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО (от лат. ministro-служу,
управляю), центральный орган гос. управления. Впервые М. были образованы
в Зап. Европе в 16-17 вв.



В дореволюционной России М. образовались
со вступлением на престол Александра I; чл. Негласного комитета Н.
Н. Новосильцевым был подготовлен проект учреждения М., допускающий врем,
сочетание единоначалия с коллегиальностью. Манифестом от 8 сент. 1802 были
учреждены должности министров (внутр. дел, юстиции, финансов, коммерции,
нар. просвещения, военно-сухопутных сил, военно-мор. сил и иностр. дел).
Сохранившиеся до того времени коллегии были расписаны между министрами,
при к-рых для сношения с коллегиями были первоначально учреждены только
канцелярии ("департаменты"). В одних случаях в состав М. вошла одна коллегия
(Военная, Адмиралтейская, Коммерции), в других - по нескольку коллегий.
Министры входили в состав Сената и Комитета министров и имели
право личного доклада царю. С июня 1803 руководство отд. отраслями управления
в отд. М. полностью сосредоточивается в М.(напр., М. внутр. дел). В 1810
последовало более чёткое распределение дел между М.; министры по должности
стали членами Государственного совета. Разработанное М. М. Сперанским
"Общее
учреждение министерств" (25 июня 1811) завершило министерскую реформу,
определило окончательно единоначалие как осн. организац. принцип организации
и деятельности М., установило единообразие их структуры, делопроизводства
и отчётности, систему взаимоотношений их структурных частей внутри М.,
а также с др. учреждениями и т. п. Каждое М. возглавлялось министром, к-рый
имел заместителя (товарищ министра); министр и его зам. назначались царём.
При министре был совещат. орган из начальников структурных частей М.- совет
министра (впоследствии - Совет министерства), а для связи со всеми структурными
частями-канцелярия министра (М.). Исполнит, аппарат каждого М. состоял
из департаментов (от 1 до 9). В состав М. входили и т. н. "особенные установления"
(особые канцелярии для важных и секретных дел), учёные к-ты, вспомогат.
учреждения финанс., технич. и др. специального назначения. Внутри М. была
установлена бюрокра-тич. соподчинённость чиновников и крайняя бюрократич.
централизация: вся полнота власти и окончательное решение большинства дел
принадлежали только министрам. М. управляли подчинёнными им местными учреждениями
с помощью циркуляров и распоряжений (в гражд. учреждениях) и приказов (в
военных); проводили ревизии подчинённых учреждений, обязанных ежегодно
представлять в М. отчёты, разного рода ведомости и т. д. Министры подавали
ежегодные финанс. отчёты в Мин-во финансов и Гос. совет, а о "видах и предприятиях
к усовершенствованию" -царю. С разрешения царя министр мог входить в Гос.
совет с представлениями об изменении, отмене старых законов и принятии
новых. Разработанные в М. и спец. комиссиях (к-тах) законопроекты утверждались
царём в Гос. совете или сразу после обсуждения-в К-те министров, в др.
высших к-тах и во время личных докладов министров царю, установившихся
регулярно с 20-х гг. 19 в. После 1811 "Общее учреждение министерств" было
распространено на большинство М. К 1861 существовало 9 М. Усложнение задач
управления гос-вом породило чёткое разграничение функций не только в центре,
но и на местах. М. с их местными органами составили отд. ведомства со своими
адм. порядками, штатом чиновников, бюджетом, а иногда даже ведомственным
терр. делением, не совпадавшим с общим адм. делением (ведомственные округа).
С течением времени в министерской организации произошли изменения: увеличилось
число товарищей министров, усложнилась внутр. организация М. и т. д. В
60-70-х гг. 19 в. значительно расширился круг вопросов, решаемых органами
М., а также начальниками отдельных их структурных частей. В связи с этим
в ряде М. отд. департаменты были преобразованы в гл. управления и управления,
появились отделы, имевшие иную организацию, чем департаменты. Возросло
число совещат. советов и к-тов, в состав к-рых привлекались представители
буржуазии и бурж. интеллигенции. К кон. 19 в. особенно усложнилась организация
Мин-ва внутр. дел - осн. карательного органа самодержавия, заведовавшего
администрацией, полицией, жандармерией и политич. сыском (с 1880), цензурой
и пр. Несмотря на все эти перемены, в организации М. до 1917 сохранились
осн. принципы, заложенные "Общим учреждением министерств" 1811. К 1917
в России существовало 12 М. После свержения самодержавия в 1917 все М.
подвергались в большей или меньшей степени реорганизации: было упразднено
Мин-во имп. двора, отд. структурные части Мин-ва внутр. дел и Мин-ва юстиции;
в нек-рых М. созданы новые структурные части; проведена известная демократизация
ведомств. Со 2 марта по 25 окт. 1917 сменилось четыре состава министров
бурж. Временного правительства. Великая Окт. социалистич. революция
ликвидировала все М. помещичье-бурж. России. М. в дореволюц. России (1802-1917,
по старому стилю): внутр. дел (1802-1917); военное (1802-1917, до 1808
- военно-сухопутных сил): морское (1802-1917, до 1815 - мор. сил); иностранных
дел (1802-1917); финансов (1802-1917); нар. просвещения (1802-1917; в 1817
-1824- духовных дел и нар. просвещения); коммерции (1802-10); путей сообщения
(1865-1917; в 1809-10 - Гл. управление водяных и сухопутных сообщений;
в 1810-32 - Гл. управление путей сообщения; в 1832-65 - Гл. управление
путей сообщения и публичных зданий); имп. двора и уделов (1826-1917; в
1852-56 разделено на М. имп. двора и М. уделов; с 16 марта по 25 окт. 1917
-Гл. управление уделов); земледелия (1915-17; в 1837-94- М. гос. иму-ществ;
в 1894-1905 - М. земледелия и гос. имуществ; в 1905-15 - Гл. управление
землеустройства и земледелия); полиции (1810-19); почт и телеграфов (1865-68;
1880-81; 5 мая-25 окт. 1917); юстиции (1802-1917 ); торговли и пром-сти
(1905-17); труда (5 мая - 25 окт. 1917): продовольствия (5 мая - 25 окт.
1917); вероисповеданий (5 авг.- 25 окт. 1917); гос. призрения (5 мая -
25 окт, 1917).


Лит.: Е р о ш к и н Н. П., История
государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968; Справочник
по истории дореволюционной России, М., 1971, с. 176-97.

Н. П. Ерошкин.



В СССР М. - центр, орган гос. управления,
осуществляющий руководство определённой отраслью нар. х-ва, социально-культурного
строительства и адм.-политич. деятельности. Важнейшая часть сов. гос. аппарата.
Гл. задача каждо го хоз. М.- обеспечение всемерного раз вития порученной
ему отрасли как состав ной части нар. х-ва СССР, высоких тем пов развития
произ-ва и производитель ности труда, выполнения заданий гос плана и строгого
соблюдения государст венной дисциплины, рационального ис пользования капитальных
вложений i повышения их эффективности и т. д Плановое руководство отраслью
М. про водит на науч. основе с учётом требова ний комплексного развития
всего нар х-ва СССР в целом, союзных республш и отд. экономич. р-нов. Правовое
поло жение М. определяется Конституцией СССР и конституциями союзных и
авт республик, Общим положением о мини стерствах СССР 1967 (СП СССР, 1967
№ 17, ст. 116), положениями об отдель ных М. и др.


Сов. М.- преемники народных комис сариатов,
созданных
в первые же дш после победы Окт. революции 1917. Зако ном от 15 марта 1946
"О преобразована Совета Народных Комиссаров CCCI в Совет Министров СССР
и Совете! Народных Комиссаров союзных и авто номных республик в Советы
Министре! союзных и автономных республик" нар коматы были преобразованы
в М.


В соответствии с Конституцией СССР, М.
образуются Верх. Советом СССР, Верх. Советами союзных и авт. рее пуолик.
Деятельность М. объединяется и направляется Советом Министров СССР,
Советами Министров союзных и авт. республик. М. СССР подразделяются на
общесоюзные (руководят порученной им отраслью на всей терр. СССР, непосредственно
или через создаваемые ими органы) и союзно-республиканские (руководят соответств.
отраслями через одноимённые М. союзных республик).


На 1 янв. 1974 в СССР насчитывалось 29
общесоюзных и 31 союзно-респ. М. СССР, большинство из них - хоз. М., руководящие
различными отраслями нар. х-ва СССР.


К общесоюзным относятся М.: авиационной
пром-сти; автомоб. пром-сти; внешней торговли; газовой пром-сти; гражд.
авиации; машиностроения; машиностроения для животноводства и кормопроизводства;
машиностроения для лёгкой и пищ. пром-сти и бытовых приборов; мед. пром-сти;
мор. флота; нефтяной пром-сти; оборонной пром-сти; общего машиностроения;
приборостроения, средств автоматизации и систем управления; путей сообщения;
радиопромышленности; среднего машиностроения; станкостроительной и инструментальной
пром-сти; строительного, дорожного и коммунального машиностроения; строительства
предприятий нефтяной и газовой пром-сти; судостроит. пром-сти; тракторного
и с.-х. машиностроения; трансп. строительства; тяжёлого, энерге-тич. и
трансп. машиностроения; химич. и нефтяного машиностроения; химич. пром-сти;
целлюлозно-бум. пром-сти; электронной промышленности; электро-технич. пром-сти.


К союзно-республиканским относятся М.:
внутр. дел; высшего и среднего спец. образования; геологии; заготовок;
здравоохранения; иностр. дел; культуры; лёгкой пром-сти; лесной и деревообрабат.
пром-сти; мелиорации и водного х-ва; монтажных и спец. строит, работ; мясной
и молочной пром-сти; нефтеперерабатывающей и Нефтехимич. пром-сти; обороны;
пищ. пром-сти; пром. строительства; пром-сти строит, материалов; просвещения;
рыбного х-ва; связи; сел. строительства; с. х-ва; строительства; строительства
предприятий тяжёлой индустрии; торговли; угольной пром-сти; финансов; цветной
металлургии; чёрной металлургии; энергетики и электрификации; юстиции.


"Пир Бабура, гостящего у Бади-уз-заман-мирзы,
в саду „Джехан-Ара" в Герате". Миниатюра рукописи "Бабур-памо. 2-я пол.
16 в. Музей искусства народов Востока. Москва.


К ст. Миниатюра.


А. Модильяни. -"Женщина из народа". Коллекция
А. Хаммера. США.

К ст. Модильяни А.


М. СССР решает все вопросы по соот-ветсгв.
отрасли в пределах предоставленных ему прав. Решение отд. вопросов, входящих
в его компетенцию, М. может передавать одноимённым М. союзных республик,
а также предприятиям, орг-циям и учреждениям союзного подчинения. В союзных
республиках также существуют два вида М.: союзно-республиканские (находятся
в подчинении как Сов. Мин. союзных республик, так и одноимённого союзно-респ.
М. СССР) и республиканские (подчиняются только Совету Министров союзной
республики). Напр., в РСФСР образованы след. респ. М.: автомоб. транспорта;
бытового обслуживания населения; жилищно-гражд. строительства; жилищно-коммунального
х-ва; местной пром-сти; речного флота; социального обеспечения; строительства
и эксплуатации автомоб. дорог; топливной пром-сти.


М. возглавляется министром, к-рый назначается
Верх. Советом по представлению пред. Сов. Мин. (в период между сессиями
Верх. Совета назначение министров и освобождение их от должности производится
Президиумом Верх. Совета, с последующим утверждением Верх. Советом), заместители
министра назначаются Сов. Мин.


Министр СССР несёт персональную ответственность
за выполнение задач, возложенных на М.; в пределах компетенции М. он издаёт
приказы и инструкции, руководствуясь при этом действующими законами, постановлениями
и распоряжениями Сов. Мин. СССР. Приказы и инструкции, а также указания
министра обязательны для одноимённых М. союзных республик, предприятий,
организаций и учреждений системы М. Для рассмотрения и решения осн. вопросов
деятельности М. образуется коллегия (под председательством министра), в
состав к-рой входят зам. министра (по должности) и члены коллегии, утверждаемые
Сов. Мин. Важную роль в деятельности М. играет научно-технич. (научный)
совет, состоящий из крупных учёных и вы-сококвалифициров. специалистов
данной отрасли, новаторов произ-ва и представителей научно-технич. обществ
и др. орг-ций.


Для рассмотрения хоз. споров между входящими
в его систему предприятиями, орг-циями и учреждениями М. образует арбитраж,
положение о к-ром утверждается министром (см. также Государственный
арбитраж).



В своей деятельности М. руководствуются
курсом КПСС на развитие демокра-тич. начал в управлении, на создание условий
для проявления инициативы и активного участия трудящихся и их обществ,
орг-ций в работе по совершенствованию гос. управления, ускорению экономич.
и социального развития, наиболее полному использованию имеющихся резервов.
Эта работа требует постоянного укрепления гос. дисциплины и со-циалистич.
законности. Успех работы


М. в значительной мере зависит от правильного
сочетания коллегиальности в обсуждении и решении всех вопросов с единоначалием,
установлением точной ответственности должностных лиц за состояние дел на
порученном участке работы и выполнение конкретных заданий.


Важнейшее значение для повышения роли М.
в системе органов советского гос. управления имели решения Сентябрьского
(1965) пленума ЦК КПСС по вопросам дальнейшего улучшения управления пром-стью
и стр-вом. Пленум признал необходимым восстановить на качественно новой
основе отраслевой принцип управления нар. х-вом через М., отказавшись от
действовавшего с 1957 терр. принципа управления через совнархозы.


Организац. работа М. направлена на совершенствование
структуры управления, стиля и методов руководства, внедрение науч. организации
управления с применением электронно-вычислит. техники и др. современных
технич. средств. Во мн. М. созданы отраслевые автоматизированные системы
управления, к-рые в дальнейшем будут объединены в единую общегос. автоматизированную
систему управления.


В зарубежных социалистических странах М.
образуются, как правило, высшими органами гос. власти. М. возглавляет единоличный
руководитель - министр, входящий в состав пр-ва; он назначается на должность
высшим органом гос. власти и несёт перед ним ответственность за свою деятельность.
В республиках с единоличным президентом (председателем) изменения в составе
пр-ва производятся президентом с последующим утверждением высшим органом
гос. власти. При министре, как правило, образуется коллегия, в состав к-рой
наряду с министром входят зам. министра и отд. руководящие работники М.
В ЧССР в 1968 в М. введена должность гос. секретаря, являющегося как бы
соруководи-телем федерального М. (он входит наряду с министром в состав
пр-ва). Если министр является гражданином одной из республик, входящих
в состав ЧССР, то гос. секретарь должен быть гражданином другой республики.
Этим обеспечивается пропорциональное представительство Чехии и Словакии
в союзном пр-ве. На Кубе образование М., а также назначение и освобождение
от должности министров осуществляются декретом президента. В нек-рых зарубежных
социа-листич. странах министры при вступлении в должность приносят присягу
в верности народу и гос-ву. В Югославии система М. была упразднена в 1953,
вместо М. созданы федеральные гос. и союзные секретариаты, функции к-рых
близки к функциям М. др. социалистич. гос-в.

В. Н. Ершов.


В буржуазных государствах М. осуществляют
исполнит, деятельность и руководят отд. отраслями управления. Глава М.-
обычно деятель, входящий в состав пр-ва. В нек-рых странах М. образуются
на основании актов высших законодат. органов (напр., в США) или главы гос-ва
(напр., во Франции), в нек-р-ых странах (напр., в Великобритании) - на
основе законов или актов пр-ва. Число М. и распределение компетенции между
ними определяются практически главой пр-ва или главой исполнит, власти
(премьер-министром, президентом). М. как органы управления появились в
зап.-европ. странах в 16-17 вв. Министр, к-рому поручалось руководство
отраслью управления, направлял деятельность М. по указанию назначившего
его монарха и нёс ответственность непосредственно перед ним. С установлением
в ряде стран конституц. монархии и развитием парламентаризма сложился
институт ответственности министров перед парламентом. В период домонополистич.
капитализма деятельность М. ограничивалась, как правило, вопросами внешней
политики, руководства армией, полицией, средствами связи, сбором налогов.
В период монополистич. капитализма с ростом бурж. гос. машины и усилением
исполнит, власти число М. в бурж. гос-вах постоянно увеличивается, усложняется
их структура и расширяются функции.


После 2-й мировой войны 1939-45 наряду
с традиционными М. были образованы М. в сфере регулирования экономики,
здравоохранения и социального обеспечения, по проблемам идеологии и пропаганды.
Важнейшую роль играют М., осуществляющие руководство во-оруж. силами, а
также выполняющие охранит, функции (М. обороны, внутр. дел, юстиции). Растёт
число М., осуществляющих идеологические и социальные функции бурж. гос-ва
(информации, культуры, образования). Вместо одного М. иностр. дел в ряде
гос-в образуется целая система внешнеполитич. М., значит, место в деятельности
к-рых занимают проблемы внешнеэкономич. связей. В 60-х - нач. 70-х гг.
20 в. в большинстве стран система М. перестроена на основе т. н. функциональной
специализации. М.- можно классифицировать по сфере деятельности (напр.,
М. федеральные и отд. штатов в США), по функциям (общей компетенции, отраслевые
и т. д.), по принципам построения (внутр. структура). Одна из характерных
черт персонала М.- деление на несменяемых проф. чиновников и т. н. политич.
администраторов, смещаемых при смене пр-ва (как правило, это глава М.-
министр, гос. секретарь в США и т. д.). Министр назначается и смещается
главой исполнит, власти или пр-ва (президентом в США и Франции, премьер-министром
в Великобритании и т. д.). В нек-рых гос-вах (напр., в Великобритании)
министр должен быть членом парламента, во Франции, напротив,- депутатский
мандат несовместим с министерским постом. В республике президентского типа
(напр., в США) министр не может быть членом законодат. органа. Роль высших
слоев постоянного проф. чиновничества М. в принятии важных политических
решений, в законодательном процессе и в осуществлении судебных функций
(т. н. адм. юстиция) постоянно возрастает.


Внутр. структура М. чрезвычайно разнообразна
даже в пределах одной страны. Она зависит от размера М., объёма и характера
его деятельности. М. имеют центральный аппарат, иногда также региональный
и местный аппарат в отд. частях страны. При М. существуют различные вспомогательные
органы (сове-щат. и консультативные комитеты, межведомств, координационные
управления, автономные специализиров. орг-ций и т. д.).


В эпоху гос.-монополистич. капитализма
М.- важные организационно-правовые каналы в центр, аппарате управления,
с помощью к-рых обеспечивается соединение силы монополий с силой гос-ва
в единый механизм путём создания смешанных органов, непосредственного привлечения
бизнесменов к работе М. и др. Однако в развитых капиталистич. странах,
где происходит процесс усиления личной власти главы гос-ва или пр-ва, важнейшие
вопросы управления изымаются из компетенции М. и решаются главой исполнит,
власти и его аппаратом.


Лит.: Административное право, М.,
1970, с. 69-84, 132-41; Конституционный механизм диктатуры монополий, М.,
1964.

Н. С. Крылова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я