МИГРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

МИГРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ , теория заимствования,
теория "бродячих сюжето в", теория, объясняющая сходство фольклора у разных
народов распространением - миграцией - поэтич. произв. М. т. получила всеобщее
признание в эпоху укрепления мировых культурных связей (2-я пол. 19 в.).
В России её сторонниками были А. Н. Пыпин, В. В. Стасов, В. Ф. Миллер (90-е
гг.), отчасти А. Н. Ве-селовекий, И. Н. Жданов и др. В Германии М. т. придерживались
Т. Бенфей (основоположник), Р. Кёлер, М. Ландау, И. Вольте, во Франции
- Г. Парис, Э. Коскен, в Англии - А. Клоустон, в Италии - А. д'Анкона,
Д. Компаретти, в Чехословакии - И. Поливка и др. М. т. ввела в науку огромный
текстовой материал, но оперировала преим. формально-структурными и, следовательно,
односторонними сравнениями сюжетов и мотивов; она объясняла культурно-исто-рич.
влияниями близость и сходство произв. и в тех случаях, где имело место
типологическое сходство явлений мировой художеств, культуры (см. Самозарождения
сюжетов теория).
М. т. как метод, игнорировавший нац. и конкретно-историч.
факторы развития фольклора и лит-ры, устарела. Совр. истолкование "бродячих
сюжетов>, а также роли лит. влияний и связей см. в ст. Сравнительно-историческое
литературоведение.



Лит.: Азадовский М. К., История
русской фольклористики, т. 2, М., 1963; Пыпин А. Н.. История русской этнографии,
т. 1-4, СПБ, 1890-1892; Архангельский А. С., Введение в историю русской
литературы, т. 1, П., 1916; К о к-к ь я р а Дж., История фольклористики
в Европе, пер. с итал., М., 1960.

П.Аникин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я