МЕХАНИЗАЦИЯ КРЫЛА

МЕХАНИЗАЦИЯ КРЫЛА комплекс устройств,
изменяющих подъёмную силу и лобовое сопротивление крыла летательного аппарата.
М.к. уменьшает скорость посадки самолёта, а при взлёте облегчает его отрыв
от поверхности земли. В зависимости от типа М. к. подъёмную силу можно
увеличить в 1,5-2 раза и более, благодаря чему посадочную скорость можно
уменьшить на 20-50% и более. Добавочную подъёмную силу получают:
увеличением кривизны профиля крыла (рис., 1 и 2) и площади его поверхности
(рис., 2), улучшением обтекания (воздухом) крыла посредством управления
пограничным
слоем
(рис., 3), применением реактивных устройств (рис.,4). На практике
часто применяются комбинации этих способов, напр, выдвижные
предкрылки
и
закрылки (рис., 2,в).


Система управления пограничным слоем осуществляется
в двух вариантах: сдуванием пограничного слоя сжатым воздухом, поступающим
от двигателя в проложенные по размаху крыла трубопроводы с отверстиями,
или отсосом этого слоя аналогичной системой. Существенно улучшает обтекание
крыла также реактивный закрылок (рис., 4), создающий дополнит, подъёмную
силу за счёт подачи сжатого воздуха в щель между верхней и нижней его поверхностями.
Если мощность двигателей достаточно велика, то такой закрылок позволяет
получить подъёмную силу, равную весу самолёта, т. е. обеспечить висение
самолёта в воздухе, а при силе, большей веса,- и вертикальный взлёт.


Торможение самолёта в воздухе производится
интерцепторами
(рис.,
5), зависающими (отклоняемыми одновременно вниз) элеронами
(рис.,
1, в), работающими как закрылки, и др. устройствами. Кроме подвижных поверхностей,
положение к-рых устанавливается лётчиком или автоматически, в М. к. входят
гид-ро-, электроприводы, проводка управления (тяги, качалки и т. д.), трубопроводы
и др. части. с.

Я. Макаров.


Механизация крыла: 1 - увеличением
кривизны профиля (а-отклоняемый носок крыла, б-щиток, в-простой
закрылок): 2-увеличением площади крыла и кривизны профиля
-
предкрылок, 6-двухщелевой закрылок, в - предкрылок
Крюгера с трёхщелевым закрылком); 3-путём управления пограничным
слоем (а-турбулизатор, б-отсасывание пограничного слоя): 4-реактивным
устройством (реактивный закрылок); 5 - интерцептором.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я