МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ


квантитативное стихосложение, стихосложение,
основанное
на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Употребительно в
языках, в к-рых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличит. значение.
Наибольшее развитие получило в араб, стихосложении (см. Аруз) и
в античном. В антич. М. с. единицей долготы в стихе служит доля - мора;
краткий
слог (w) считается равным одной море, долгий слог (-) - двум. Повторяющаяся
группа долгих и кратких слогов называется стопой. Важнейшие стопы:
трёхдольные (трёхмерные) - ямб (w -), хорей, или трохей (- w), трибрахий
(w w w); четырёхдольные - спондей (- -), дактиль (- w w ), анапест (w w
-); пяти-дольные - бакхий с антибакхием (w - -, - - w), амфимакр (- w -)
и 4 пеона (- w w w, w - w w, w w - w, www -); шести дольные - молосс (-
- -), хориямб (- w w -), анти-спаст (w - - w) и 2 ионика (w w --, - - w
w ); семидольные - 4 эпитрита (w - - -, - w - -, - - w -, - - - w). В каждой
стопе различается сильное место - арсис, или икт (обычно долгий
слог), и слабое место -т е с и с (обычно краткие слоги); сильные места
выделяются при произношении особым ритмич. ударением, фонетич. природа
к-рого не совсем ясна. Короткие трёхдольные стопы (иногда и четырёхдольные)
обычно объединяются в пары -диподии, где одна из стоп несёт усиленное
ритмич. ударение. Стих, как правило, состоит из одинаковых стоп и носит
соответствующее название: дактилич. гекзаметр (6 стоп), ямбич. триметр
(3 диподии) и т. п. Однако в таком стихе рав-нодольные стопы могут заменять
друг друга: так, в дактилич. гекзаметре стопа дактиля (-w w) может заменяться
стопой спондея (- -). При перемене темпа произнесения могут заменять друг
друга даже неравнодольные стопы: так, в ямбич. триметре ямб (w -) может
заменяться убыстрённым спондеем (- -) и даже убыстрённым дактилем и анапестом
(- w w, w w -). Всё это создаёт чрезвычайное богатство метрич. вариаций
в пределах постоянного такта -стопы. Метрич. разнообразие стиха усиливается
использованием передвижной цезуры - словораздела, к-рый рассекает
одну из средних стоп и делит стих на 2 полустишия - одно с нисходящим ритмом
(- w w ...), другое с восходящим (w w _...).


Такие стихи употреблялись в эпосе и драме.
В лирике наряду с ними употреблялись более сложно построенные стихи с переменными
стопами - логаэды: здесь периодичность повторения стоп проявляется
не в пределах одного стиха, а в пределах группы стихов - строфы (алкеева
строфа, сапфическая строфа и пр.), подчас очень большого объёма
и сложности (напр., в хоровой лирике у др.-греч. поэта Пиндара). М. с.
в антич. лит-ре зародилось в древнейшие времена, когда поэзия была ещё
нераздельна с музыкой; получила теоретич. разработку, когда стих отделился
от пения; держалась, пока в лат. и греч. языках различались долгота и краткость
слогов, а потом в ср. века уступила место силлабич. и тонич. стихосложению,
хотя по традиции греч. и лат. стихи в системе М. с. писались ещё долго.
Подлинное звучание антич. стихов в тонич. стихосложении невоспроизводимо;
в т. н. "переводах размером подлинника" принятс передавать ударными слогами
- ритмич. ударения, а безударными слогами -слабые места стоп.


Лит.: Денисов Я., Основания метрики
у древних греков и римлян, М., 1888; С г u s i u s F., Romische Metrik,
2 Aufl., Munch., 1955; Snell В., Griechische Metrik, 2 Aufl., [H. 1], Gott.,
1957; Metryka grecka i lacinska, pod red. M. Dluskiej i W. Strzeleckiego.Wr.,
1959. М. Л. Гаспаров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я