МЕТОД

МЕТОД (от греч. methodos - путь
исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций
прак-тич. или теоретич. освоения действительности, подчинённых решению
конкретной задачи. В качестве М. могут выступать система операций при работе
на определённом оборудовании, приёмы науч. исследования и изложения материала,
приёмы художеств, отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или
иного эстетич. идеала и т. д. В философии под её М. понимается способ построения
и обоснования системы фи-лос. знания. Для марксистско-ленинской философии
в качестве М. выступает материалистич. диалектика.


Своими генетич. корнями М. восходит к практич.
деятельности. Приёмы прак-тич. действий человека с самого начала должны
были сообразовываться со свойствами и законами действительности, с объективной
логикой тех вещей, с к-ры-ми он имел дело. Становясь предметом осознания,
эти способы деятельности выступали в качестве источников М. мышления, а
развитие и дифференциация Последних (особенно в связи с развитием науки)
в конечном счёте привели к учению о М.- методологии.


Осн. содержание М. науки образуют прежде
всего науч. теории, проверенные практикой: любая такая теория по существу
выступает в функции М. при построении др. теорий в данной или даже в иных
областях знания или в функции М., определяющего содержание и последовательность
экспериментальной деятельности. Поэтому фактически различие между М. и
теорией носит функциональный характер: формируясь в качестве теоретич.
результата прошлого исследования, М. выступает как исходный пункт и условие
последующих исследований.


Хотя проблема М. обсуждалась уже в антич.
философии (к-рая впервые обратила внимание на взаимозависимость результата
и М. познания), однако систематич. развитие М. познания и их изучение начинаются
лишь в новое время, с возникновением экспериментальной науки: именно эксперимент
потребовал строгих М., дающих однозначный результат. С этого времени развитие,
совершенствование М. выступает как важнейшая составная часть всего прогресса
науки.


Совр. система М. науки столь же разнообразна,
как и сама наука. Этому соответствует множество различных классификаций
М. Говорят, напр., о М. эксперимента, М. обработки эмпирич. данных, М.
построения науч. теорий и их проверки, М. изложения науч. результатов (членение
М., основанное на членении стадий исследовательской деятельности). По другой
классификации М. делятся на филос., общенауч. и специально-научные. Ещё
одна классификация опирается на различие М. качеств, и количеств, изучения
реальности. Для совр. науки важное значение имеет различение М. в зависимости
от форм причинности - однозначно-детерминистские и вероятностные М. Углубление
взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, модели и М. одних наук
всё более широко используются в других, относительно менее развитых науках
(напр., применение физич. и химич. М. в биологии и медицине); это порождает
проблему М. междисциплинарного исследования. Повышение уровня абстрактности
совр. науки выдвинуло важную проблему интерпретации результатов исследования,
особенно исследования, выполненного с широким применением средств формализации;
в этой связи специально разрабатываются М. интерпретации науч. данных.


Столь широкое многообразие М. науки и сама
творч. природа науч. мышления делают крайне проблематичной возможность
построения единой теории науч. М. в строгом смысле слова - теории, к-рая
давала бы полное и систематич. описание всех существующих и возможных М.
Поэтому реальным предметом методологич. анализа является не создание подобной
теории, а исследование общей структуры и типологии существующих М., выявление
тенденций и направлений их развития, а также проблема взаимосвязи различных
М. в науч. исследовании. Один из аспектов этой последней проблемы образует
вопрос о роли филос. М. в науч. познании. Как показывает опыт развития
науки, эти М., не всегда в явном виде учитываемые исследователем, имеют
решающее значение в определении судьбы исследования, т. к. именно они задают
общее направление исследования, принципы подхода к объекту изучения, а
также являются отправной точкой при мировоззренч. оценке полученных результатов.
Как показывает история познания, особенно современного, адекватными филос.
М. являются лишь диалектика и материализм. Методологич. роль материализма
заключается в том, что он срывает завесу сверхъестественности со сложных
явлений природы, общества и человеческого сознания и ориентирует науку
на раскрытие естеств., объективных связей, обязывает учёного оставаться
на почве надёжно установленных фактов. Диалектика же является научным М.
материалистич. философии и всей науки в целом, т. к. она формулирует наиболее
общие законы познания. Диалектика как М. есть реальная логика содержательного
творч. мышления, отражающая объективную диалектику самой действительности.
Будучи сознательно положенной в основу теоретич. мышления, материалистич.
диалектика освобождает учёного от субъектив ного произвола в подборе и
объясненив фактов, от односторонности; в диалек тике все проблемы приобретают
историч. характер, а исследование развития ста новится стратегич. принципом
совр. нау ки. Наконец, диалектика ориентирует на раскрытие и способы разрешения
про тиворечий как в познании, так и в самой действительности.


Филос. М. "работают" в науке обычн но непосредственно,
а опосредуясь дру гими, более конкретными М. Напр, принцип историзма
как
универсальный М., разрабатываемый философией, пре ломился в биологии в
виде эволюц. уче ния - методологич. основы совр. биоло гич. дисциплин;
в астрономии этот ж принцип породил совокупность космогс нич. гипотез.
В социальном Познани историч. материализм выполняет фун* ции М. для всех
обществ, наук. М имеющие общенауч. характер: сравш ние, анализ и синтез,
идеализация, обо( щение, восхождение от абстрактно! к конкретному, индукция
и дедукци и т. д.- также конкретизируются в ка" дои отд. науке. Важная
особенност совр. этапа развития науки заключаете в существ, возрастании
роли констру! тивных моментов в науч. познании: хг рактер задач совр. науки
таков, что он всё чаще не просто отражает те или ины аспекты реальности,
но и проектирую реальность в соответствии с определё! ными целями. Это
ведёт к необходимое! осуществлять и широкое конструирован!) М. познания,
особенно формальны; в частности матем. М. Соответственн расширяется и спец.
изучение логи1 структуры формальных М. Одним и конкретных выражений
усиления коне" руктивности познания является быстр растущее распространение
М. моделир( вания, к-рый вообще может служит ярким примером подлинно
эвристи1 роли М. познания. Лит. см. при ст. Методология.

А. Г. Спиркм




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я