МЕТЕРЛИНК

МЕТЕРЛИНК (Maeterlinck) Морис (29.8.1862,
Гент, - 5.5.1949, Ницца, Франция), бельгийский писатель. Писал на франц.
яз. Род. в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Франции.
Идеалистич. символистские взгляды раннего М. (изложены в кн. •"Сокровище
смиренных", 1896) - реакция протеста против бурж. позитивизма и бескрылости
натуралистич. иск-ва. В 1889 вышел сб. стихов М. "Теплицы", в 1896 - сб.
"12 песен" (в 1900 - "15 песен"). Человек в ранних пьесах М.- жертва рока
(сказка "Принцесса Мален", 1889; одноактные пьесы "Непрошеная", "Слепые",
обе 1890; драма "Пелеас и Мелисанда", 1892); это драматургия молчания,
намёков и недомолвок. В пьесе "Смерть Тентажиля" (1894) намечена тема бунта
против рока. В пьесах-сказках "Аглавена и Селизетта" и "Ариана и Синяя
Борода" (обе 1896) показаны уже не только жертвы, но и борцы. Кн. "Мудрость
и судьба" (1898) открывает цикл эссе по вопросам познания и этики. В работе
"Сокровенный храм" (1902) М. призывает к творч. и социальной активности;
в этот период М. близок к социали-стич. кругам. Драма "Сестра Беатриса"
(1900) направлена против аскетизма, воспевает полнокровную жизнь. История,
драма "Монна Ванна" (1902) утверждает героич. подвиг во имя Родины. В статьях
этих лет М. выступает против фатализма в жизни и иск-ве. Пьеса "Чудо святого
Антония" (1903) - острая антпбурж. сатира. В 1905 М. создал пьесу-сказку
"Синяя птица", исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом,
войной. Впервые она была поставлена на сцене МХТ 30 сент. 1908 и с тех
пор - в репертуаре этого театра.


В годы 1-й мировой войны 1914-18 М.-публицист
клеймит герм, милитаризм.


М. Метерлинк. Сцена из спектакля "Синяя
птица". МХТ. 1908.


М. Метерлинк.


Н. К. Метнер.


Пьеса "Обручение" (1918) продолжает рассказ
об одном из героев "Синей птицы". Пьесы, написанные позднее, менее значительны
(ч Бургомистр Стильмонда" и "Соль земли", 1919; "Жанна д'Арк", 1945, и
др.)- Трагедия оккупированной нем. армией в 1914 Бельгии, кризис белы,
с.-д-тии оттолкнули М. от обществ, проблематики. Трактаты М. "Жизнь пространства"
(1928), "Перед лицом бога" (1937) и др. исполнены мистицизма. М. принадлежат
натурфилос. книги "Жизнь пчёл" (1901), "Разум цветов" (1907), "Жизнь термитов"
(1926), "Жизнь Муравьёв" (1930), где наблюдения над природой проникнуты
антропоморфизмом.


В 1940 М. уехал в США, вернулся во Францию
в 1947. Написал мемуары "Голубые пузыри (счастливые воспоминания)" (1948).
Гуманистич. пьесы М. периода 1896-1918 вошли в репертуар мирового театра.
Нобелевская пр. (1911).


Соч.: Theatre, v. 1-3, P., 1918; Theatre
inedit, P., 1959; в рус. пер.- Пьесы, [вступ. ст. Е. Г. Эткинда], М., 1958.


Лит.: Горький М., Собр. соч., т.
24, М., 1953, с. 48; Л у и а ч а р с к и и А. В., О театре и драматургии,
т. 1-2, М., 1958; Андреев Л. Г., О двух знаменитых бельгийцах, вкн.гВерхарн
Э., Стихотворения . Зори .Метерлинк М., Пьесы, М., 1972; ШкунаеваИ. Д.,
Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней..., М., 1973; В о d a r t
R., М. Maeterlinck, P., 1962; М. Maeterlinck, 1862 - 1962, [Par] J. Cassou,
H. Clouard, P. Guiette [e. a.]. Sous la direction de J. Hanse et R. Vivier,
[Brux., 1962] (лит.).

М. Н. Ваксмахер.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я