МЕССИЯ

МЕССИЯ Христос (от др.-евр. машиах,
букв. - помазанник; в пер. на греч. - Christos), в ряде религий (прежде
всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный богом "спаситель", долженствующий
навечно установить своё царство. Представления о магич. силе помазания
освящённым маслом существовали на Бл. Востоке с древности повсеместно,
в т. ч. как часть обряда возведения царя на престол. В древнейших книгах
Ветхого завета слово "М." означает: царь или, в переносном смысле, идеальный
государь; жрец. В период т. н. Вавилонского плена (586 - 538 до
н. э.; по новейшим данным, 587-538 до н. э.) в связи с гибелью Иудейского
царства появляется идея о будущем царе из рода Давида. Возможно,
эта идея возникла под влиянием зороастризма, в к-ром существовал
образ будущего "спасителя" - саошианта, потомка Заратуштры.


Конкретная личность М. была для верующих
неясна - он представлялся то как божественное предвечное существо, отождествляемое
с архангелом Михаилом, то как "сын человеческий", т. е. как человек-учитель,
реформатор, то как жрец - потомок мифич. жреца Мельхиседека.


Вера в М. занимала важное место в идеологии
иудейской секты ессеев-кум-ранитов (эссенов): основатель секты, т. н. учитель
праведности, видимо, понимался как М. В нар. движениях против рим. гнёта
(Иудейские войны 66-73, 132-135) вожди восстаний (Иоханан из Гисхалы, Симон
бар Гиора, Бар-Кохба) объявляли себя М.; после поражения восстания
Бар-Кохбы вера в ожидаемого М. теряет прежнее значение, однако в эпохи
особо тяжёлого положения нар. масс (напр., в ср. века) предводители нар.
движений снова выдают себя за М. В совр. иудаизме вера в единичного М.
не имеет существ, значения.


Христиане с самого начала объявили мессией
(Христом) основателя своей религии: Иисус считался потомком царя Давида,
с ним связывалась иудейская мессианистич. терминология ("царь иудейский",
"господь" - греч. kyrios, "господин" - "сын человеческий"). Но понятие
"М." в христианстве было перенесено из политич. и социальной сферы в религ.
-этическую: М.-Христос трактуется как спаситель от первородного греха,
свойственного человечеству, "от царства Сатаны", а не как избавитель от
экономич.
и политич. бедствий. При этом, хотя М.-Христос объявляется уже явившимся
и искупившим своей смертью грехи человечества, христиане в то же время
верят в его "второе пришествие" для установления вечного "царства божьего"
на всей земле. "Спасение" всё отчётливее понимается эсхатологически, т.
е. как имеющее быть не в историч. время, а в "конце времён".


В переносном смысле понятия "М." и "мессианство"
("мессианизм") прилагаются и к ожидаемым в будущем спасителям также в др.
религиях (особенно в исламе, где мессианизм имеет прямое иудео-христ. происхождение).
В мусульм. странах мессианизм распространялся в форме учения о махди
(араб.).
Так, напр., Мухаммед Ахмед, предводитель восстания в Судане в кон. 19 в.
против иностр. колонизаторов, объявил себя махди (Махди
Суданский).


Мессианство во всех его формах, объективно
являвшееся результатом тяжёлого положения народа и в то же время возлагавшее
надежды лишь на божественного избавителя, нередко служило средством отвлечения
нар. масс от активной борьбы за свои интересы.

А. П. Каждая.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я