МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО

МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО условное
название искусства ряда областей Франции (гл. обр. северных и центральных),
объединённых в 5-8 вв. государством Меровингов М. и. использовало
традиции позднеантич., галло-римского иск-ва, а также иск-ва варваров.
Архитектура меровингской эпохи, хотя и отразила общий упадок строит, техники,
вызванный крушением антич. мира, подготовила почву для расцвета дороманско-го
зодчества в период "Каролингского возрождения"; наиболее типичны
для М. и. баптистерии (в Пуатье, 4-7 вв.), крипты (напр., Сен-Лоран в Гренобле,
кон. 8 в.) и церкви базиликального типа; в постройках часто использовались
антич. мраморные колонны. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное
иск-во, в к-ром позднеантич. мотивы сочетались с чертами звериного стиля;
особенно
распространены были плоскорельефная резьба по камню (саркофаги), рельефы
из обожжённой глины для украшения церквей, изготовление церковной утвари
и оружия, богато отделанного золотыми и серебряными вставками и драгоценными
камнями. В книжной миниатюре меровингско-го времени, где главное внимание
обращалось на украшение инициалов и фронтисписов, отдельные изобразительные
мотивы неизменно подчинены орнаментально-декоративному началу; в раскраске
преобладают яркие, простые цветовые сочетания.


Меровингское искусство. Крипта церкви Сен-Поль
в Жуаре (Иль-де-Франс). 7 в.


Меровингское искусство. Лист из " Геласианского
сакраментария" Ватиканская библиотека). Середина 8 в.


Лит.: Всеобщая история архитектуры,
т. 4, Л.- М., 1966, с. 39-45; Hubert J., L'art pre-roman, P., 1938; Holm
q u i s t W., Kunstprobleme der Merowingerzeit, Stockh., 1939.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я