МЕРИМЕ

МЕРИМЕ (Merimee) Проспер (27.9.1803,
Париж,-23.9.1870, Канн), французский писатель. Чл. Франц. академии с 1844.
Род. в семье художника; окончил юрид. ф-т Сорбонны (1823). Романтич. интерес
к экзотич. странам нашёл отражение в первых сочинениях М.- сб. пьес "Театр
Клары Гасуль" (1825). М. приписал свои пьесы выдуманной исп. комедиантке.
В них было немало откликов на франц. действительность, а также тонкая пародия
на реакц. романтич. театр с его мелодраматичностью. Сб. "Гузла" (1827)
снова был мистификаторской имитацией, на этот раз - иллирийских нар. песен.
М. создал произв., близкое нар. творчеству, и ввёл в заблуждение А. С.
Пушкина (•"Песни западных славян") и А. Мицкевича. В "Гузле" раскрывались
реалистич. приёмами характеры героев, оказавшихся в конфликте с обществом.


П. М е р и м е. "Кармен". Фронтиспис


В. А. Фаворского. Гравюра на дереве. 1927.


М. привлекали напряжённые моменты в жизни
народов. Он обратился к ист. прошлому Франции в драматич. хронике "Жакерия"
(1828) и в романе "Хроника царствования Карла IX" (1829). В новеллах конца
20-х гг. (сб. "Мозаика", 1833) М. снова изображает сильные и цельные характеры,
к-рых ещё не коснулось "разлагающее" влияние цивилизации ("Ма-тео Фальконе",
"Таманго"). Совр. действительность нашла отражение в новеллах "Этрусская
ваза" и "Партия в триктрак" (обе - 1830). Пустота и лицемерие бурж. общества,
власть денег с иронией и сарказмом показаны в новеллах 30-40-х гг.: "Двойная
ошибка", "Арсена Гийо", "Аббат Обен"; столкновение бурж. морали с примитивными,
но более справедливыми нравств. нормами - в "Венере Илльской", "Коломбе",
"Кармен" (1845). Проза 30-40-х гг.- вершина творчества М. Используя приёмы
"рассказа в рассказе", "вставной новеллы", вводя в текст якобы найденные
старые письма или неожиданные историч. и филологии, экскурсы, М. создаёт
внешне спокойное, суховатое повествование.


Незаурядным мастерством отмечены науч.
работы М.- книги очерков ("Заметки о путешествии по югу Франции", 1835,
и др.), исследования по архитектуре средневековья, по др.-рим. истории,
истории Испании, Украины, России, критич. статьи. После 1848 лит. активность
М. пошла на убыль. В эти годы усилился интерес М. к рус. культуре. Он сблизился
с А. И. и И. С. Тургеневыми, С. А. Соболевским; в цикле статей о Н. В.
Гоголе, Тургеневе, Пушкине и в переводах их произв. М. выступил страстным
пропагандистом рус. лит-ры. Интерес к славянской тематике отразился в поздней
новелле М. "Локис" (1869). На сюжеты М. написаны пьесы, муз. комедии, оперы,
в т. ч. "Кармен" Ж. Визе (1875), созданы мн. фильмы.


С о ч.: (Euvres completes, v. 1 - 12, P.,
1927 - 33 (изд. не законч.); Romans et nouvel-les, t. 1 - 2, P., [1967];
Histoire du regne de Pierre le Grand, P., 1947; Correspondence generale,
t. 1 - 17, P.- Toulouse, 1941-64; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 - 3, М.-
Л., 1933-34; Собр. соч., т. 1-6, М., 1963.


Лит.: Виноградов А. К., Мериме в
письмах к Соболевскому, М., 1928; История французской литературы, т. 2,
М., 1956; Т г a h а г d P., [Merimee], t. 1-4, 1925-30; Baschet R., Merimee,
P., 1958; Leon P., Merimee et son temps, P., 1962.


Библиография. изд.: Паев-c к а я А. В.,
Д а н ч е н к о В. Т., Проспер Мериме. Библиография русских переводов и
критической литературы на русском языке. 1828-1967, М., 1968; R a i t t
A. W., P. Merimee, L., [1970]; Trahard P. et Josser and P., Bibliographic
des ceuvres de P. Merimee, P., 1929. А. Д. Михайлов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я